«Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине.
Это гораздо больше… Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней»
А.Н. Толстой
Социальный проект «Память сердца»,
направленный на гражданско-патриотическое воспитание,
профилактику проявлений ксенофобии, экстремизма и национализма
в детско-подростковой среде
Актуальность проекта. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.
Но сколь сильно бы ни была дорога нам историческая память о своих национальных корнях нам важно понимать и другое: все мы живем, и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей. Проявление национализма в нашей стране не ушло в прошлое. До сих пор в межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Национальное насилие всегда вызывает тяжелые последствия. Обострение межнациональных конфликтов, усиление тенденций проявления ксенофобии – животрепещущие проблемы современной России. Слишком часто мы слышим о новых случаях ксенофобии и национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения общества. Именно молодость русского национализма представляется наиболее тревожным фактом.
Проблема нетерпимости существует и в школьной среде, а значит, она требует решения.
Актуальность проекта обуславливается рядом причин:
- неотложностью создания условий для формирования в образовательном учреждении системы воспитания подрастающего поколения и молодёжи на основе важнейших социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма;
- необходимостью разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания как одного из важнейших направлений в деятельности учреждения;
- ростом проявлений ксенофобии, национализма и экстремизма среди подростков в обществе;
- психологической неустойчивость подростков к негативному влиянию;
- многонациональностью состава учащихся школы.
Проект ориентирован на все возрастные группы учащихся, с учётом ведущей роли педагогического коллектива в союзе с родительской общественностью, органами местного самоуправления, объединённым Советом ветеранов Великой Отечественной войны и труда.
Цель проекта: реализация государственной политики в области патриотического воспитания детей и молодёжи; создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи проекта:
- Формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции.
- Формирование банка организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания школы.
- Реализация на практике комплекса массовых просветительских мероприятий, направленных на повышение уровня толерантности у обучающихся.
- Организация просветительской работы с родителями, направленной на воспитание в семье толерантного отношения к людям другой национальности.
- Развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
- Воспитание любви к Родине, уважительного отношения к героическому прошлому и настоящему своей страны, к ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам труда.
- Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов
Содержание проекта
Настоящий проект является долгосрочным (2014 – 2017 гг.) и направлен на формирование гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям и призван систематизировать и углубить всю деятельность по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Целевая аудитория: обучающиеся 1-11 классов (190 чел.) , родители (22 чел.), жители посёлка Лоза (18 чел.).
Участники: обучающиеся и педагоги МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» посёлка Лоза, родители.
Партнёры: работники МКУК «ДК пос. Лоза», администрация муниципального образования сельское поселение Лозовское.
Настоящий проект основан на использовании местного материала, в том числе экспонатов и экспозиций школьного Музея Боевой Славы. Ведь любовь к России невозможно воспитать без любви к своей малой родине.
Музей Боевой Славы в школе № 25 посёлка Лоза был создан более 40 лет тому назад, как музей 256-ой танково-самоходной бригады и 2 полка воздушного наблюдения оповещения и связи (ВНОС). Был создан отряд красных следопытов, который поставил перед собой задачу: изучить жизнь и подвиги участников ВОВ, тружеников тыла, проживающих в посёлке Лоза и близлежащих деревнях. Они собрали богатый материал и оформили его наглядно. Кроме того они организовали поиск и изучение боевого пути 256-ой танково-самоходной бригады, которая стояла и формировалась в районе посёлка Лоза. Походы по боевым местам, переписка и встречи с живыми, в то время, ветеранами бригады – всё это запечатлено на стендах музея и в альбомах.
В 1984 году музею «За активную работу по патриотическому воспитанию молодёжи и значительный вклад в развитие музейного дела» музею было присвоено почётное звание «Народный музей».
Менялись руководители школы, а работа музея продолжается. На сегодняшний день в музее оформлены стенды: «Они были организаторами Музея», «История боевой награды», «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют», «Боевой путь 256 танково-самоходной бригады», «Боевой путь 2 полка ВНОС», «Воины-интернационалисты», «Ветераны Великой Отечественной войны – жители посёлка Лоза».
Проект «Память сердца» является составной частью плана учебно-воспитательной работы школы и включает следующие направления:
гражданско-патриотическое - воспитание личности гражданина - патриота Родины, готового к служению своему народу и защите государственных интересов;
историко-краеведческое - формирование гордости за историческое прошлое своей родины, уважения к традициям предков;
героико-патриотическое - воспитание любви к Родине, уважительного отношения к героическому прошлому и настоящему своей страны, к ветеранам Великой Отечественной войны;
духовно-нравственное - развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Важнейшим воспитывающим фактором музейной педагогики являются организуемые в школьном музее встречи с интересными людьми, героями войны и труда - нашей живой памятью, встречи, где дети получают уникальные нравственные уроки общения, доброты, внимания, мужества, стойкости, оптимизма, всё то, что даст им силы для будущей сложной жизни в современном обществе и мире.
Данный проект обеспечивает тесное взаимодействие с различными субъектами социума на основе реального участия в общих делах: совместный поиск материалов по истории малой родины, общение с участниками исторических событий, работа с историческими источниками, хранящимися в музее.
План реализации социального проекта
I этап – организационный (январь – июнь 2014 года).
Основная деятельность: социальное проектирование.
Цель: подготовка условий для создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
- Определить тему и актуальность проекта.
- Определить ресурсный потенциал.
- Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.
- Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.
- Составить примерный план - перечень социально-значимых, возможных для реализации дел.
- Разработать, обсудить и утвердить программу проектной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Организовать вовлечение заинтересованных лиц в работу по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся (педагоги, родители, общественность, сотрудники ДК п. Лоза, администрация сельского поселения Лозовское).
- Определить круг социальных партнеров и презентовать им идею проекта.
- Скорректировать смету расходов на реализацию проекта.
II этап – практический (июль 2014 года – июль 2016 года).
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи:
- Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
- Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию, профилактике проявлений ксенофобии, экстремизма и национализма.
- Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями дополнительного образования и культуры п. Лоза, администрацией сельского поселения.
- Принимать участие в городских и областных конкурсах, конференциях, интеллектуальных викторинах по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Проводить мониторинг реализации проекта.
- Создавать информационные материалы о ходе проекта, публиковать результаты учебно-исследовательской деятельности на сайте школы.
III этап – аналитический (август 2016 года – январь 2017 года).
Цель: анализ итогов реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи:
- Обобщить результаты работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
- Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
- Составить отчёт, отображающий результативную значимость проекта.
- Создать банк методических разработок по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
- Опубликовать материалы проектной деятельности и методических разработок преподавателей.
- Использовать собранный материал в учебном процессе.
- Проанализировать полученные результаты и обобщить опыт работы для определения направления дальнейших действий в сфере организации социально значимых проектов.
- Спланировать работу на следующий период.
Механизмы реализации социального проекта
Наименование механизма
|
Наименование работы
|
Организационный
|
Разработка программы реализации проекта.
Собеседование с участниками и выявление их возможности включиться в проект.
Выявление уровня сформированности гражданско-патриотического воспитания обучающихся с помощью диагностических методик.
Методическое консультирование ответственных исполнителей и членов рабочих групп.
|
Информационный
|
Регулярное информирование педагогов, обучающихся, родителей, общественности о ходе реализации проекта через выступления на совещаниях, педсоветах, родительских собраниях.
Создание на сайте школы страницы, освещающей основные направления деятельности в рамках проекта.
Публикация материалов проектной деятельности и методических разработок преподавателей.
|
Экономический
|
Определение круга социальных партнеров и получение их согласия.
Определение ресурсного потенциала.
Презентация проекта потенциальным партнёрам.
Корректировка сметы расходов на реализацию проекта. Сотрудничество с партнерами.
|
Правовой
|
Изучение нормативной базы, подзаконных актов. Согласование по оформлению и утверждению сопутствующей документации администрацией школы, администрацией сельского поселения, партнёрами.
|
Кадровое обеспечение социального проекта
Борисенкова Мария Вячеславовна - работает в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» с 2000 года, образование - высшее педагогическое. Последние 2 года занимает должность социального педагога. За время работы зарекомендовала себя как специалист, имеющий разносторонние знания в различных областях, владеет компьютерной грамотностью, постоянно занимается самообразованием. Приоритетным направлением своей деятельности Мария Вячеславовна считает организацию нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Осуществляет общее руководство исполнением проекта, администрирует подготовку и проведение мероприятий, отвечает за подбор участников проекта и подготовку пакета документов.
Захарова Наталья Михайловна - работает в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» с 2001 года. Последние 2 года занимает должность заместителя директора по воспитательной работе. Является организатором спортивной работы. В проекте занимается разработкой методических рекомендаций по гражданско-патриотическому воспитанию, проведением мониторинга реализации проекта, созданием информационных материалов о ходе проекта, подготовкой к публикации результатов учебно-исследовательской деятельности на сайте школы.
Потапова Елена Юрьевна – педагог-психолог, работает в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» с 1993 года. Образование – высшее. Елена Юрьевна повышает свое профессиональное мастерство, участвуя в разнообразных конкурсах. Осуществляет подбор диагностических методик по основным направлениям проекта. В проекте также оказывает консультативную пВ ходе реализации проекта мы предусматриваем риски:
Условия возникновения рисков
|
Методы устранения рисков
|
Отсутствие подготовленных кадров
|
Методическое консультирование ответственных исполнителей и членов рабочих групп специалистами Управления образования Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области.
|
Увеличение затрат времени педагогов занятых в проекте
|
Моральное и материальное стимулирование
|
Отсутствие финансирования
|
Поиск спонсорской помощи
|
Недовольство и непонимание родителями сути происходящих изменений
|
Информирование родителей и участие родителей в реализации проекта
|
Отсутствие интереса у подростков к социальному проектированию
|
Пересмотр направления деятельности; подбор диагностических методик по основным направлениям проекта
|
Ожидаемый результат:
- Обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания в образовательно-воспитательном пространстве школы.
- Привитие интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины.
- Осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений.
- Способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции.
- Отсутствие конфликтов на национальной почве.
- Осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
- Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей администрации и общественности.
Прогноз дальнейшего развития социального проекта, предполагаемый долгосрочный эффект
Помимо конкретной деятельности проект позволяет школьникам развивать социальную инициативу, создает условия для самостоятельного включения в жизнь общества. Этот проект – хороший способ социализации детей и подростков, их вовлечение в социально - полезную деятельность.
Деятельность проекта будет продолжена за счёт привлечения спонсорских средств, за счёт имеющейся базы школы, труда добровольцев.
Мы считаем, что задействованные в реализации проекта структуры посёлка Лоза и сельского поселения Лозовское заинтересованы в дальнейшем развитии проекта, так как планируемый результат повысит социальную активность не только обучающихся и родителей, а также жителей посёлка. В дальнейшем предполагается расширение географии проекта.
|