Тема: А.С.Пушкин и его сказки.
Цель: познакомить учащихся с творчеством А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; дать представление о народных и авторских сказках; совершенствовать навыки чтения; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, воображение.
Планируемые результаты:
умение строить ассоциативные ряды;
выделять при выполнении занятия полезную информацию;
отвечать на вопросы по тексту:
умение работать в группе и парах;
оценивать результаты своей работы;
Оборудование урока:
учебник «Азбука» автор В.Г. Горецкий и др. (2 часть);
видео к уроку «Творчество А.С. Пушкина»;
выставка книг А.С. Пушкина;
карточка-таблица для работы в парах;
картинки для работы в группах;
волшебный сундучок.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости.
Давайте повернемся и поприветствуем их. Вы у меня замечательные, у нас с вами все получится. Садитесь. Проверьте вашу готовность к уроку. Спасибо. И так, начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний.
Ребята, послушайте внимательно загадку:
Первая книжка
Для всех детишек:
Учит — мучит,
А научит — радует. (Азбука)
Возьмите, пожалуйста, конверт (№1) и, работая в парах, составьте пословицы,
объясните их значение (в конвертах разрезанные на слова пословицы):
Без книги, как без рук.
Чтение – лучшее учение.
Книга – зеркало души.
Кто много читает, тот много знает.
Прочёл новую книгу – встретился с другом.
Книга – верный друг.
Хорошая книга – что тёплый дождик для всходов.
Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.
Азбука первая книга для многих из вас, по которой вы начали в школе изучать буквы. Научились читать, благодаря азбуке, вы прочли много рассказов и сказок. Книга для вас стала первой ступенькой к познанию мира, ступенькой к мудрости.
III. Мотивация учебной деятельности
(Звучит музыка – песня « Приходи сказка»).
Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(ответы детей).
Вы любите сказки?
Кто знает, какие бывают сказки? (ответы учащихся).
IV. Физминутка (видио).
V. Постановка цели и задач урока.
Сказки можно разделить на две группы (на доске схема).
- Возьмите конверты и разложите все картинки, находящиеся в них, на группы (дети работают в группах и прикрепляют таблички к магнитной доске) (Приложение 1.)
Почему сказки называются народными?
Приведите примеры таких сказок («Колобок», «Гуси лебеди», «Репка», …).
Почему сказки называются авторскими?
А кто может сказать, с картинками из сказок какого автора вы работали в парах (ответы учащихся)?
Кто догадался, какова тема нашего урока? (Сказки А.С. Пушкина).
Сегодня на уроке мы будем учиться читать, думать, мыслить,
рассуждать, учиться красиво говорить.
VI. Работа по теме урока.
1). Рассказ учителя о творчестве А.С. Пушкина.
А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране. Родился он в 1799 году в Москве. Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна. (Далее в течение 3 минут просмотр видео о великом поэте, о его книгах).
2) Работа с выставкой книг А.С.Пушкина.
3). Работа по учебнику (стр.92-93)
- Прежде чем прочитать отрывок из произведения Пушкина, давайте проведем лексическую работу над словами (слова на интерактивной доске):
С мольбой погнался – с просьбой
Позолоченный рожок – в виде полукруга
Светлоокий – тот, у кого светлые глаза
Обычай – традиция
Дева красная – (эпитет) устойчивое выражение, часто используется в сказках.
- Как понимаете?
На стороже я стою
Только в очередь мою.
4) . Стихотворение читает учитель.
5). Чтение отрывка учащимися (по 2-3 строчки).
6). Ответы на вопросы по прочитанному стихотворению:
В чём особенность сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах).
Как жених величает месяц?
Что вы скажите об их культуре общения? ( вежливы, уважительны)
У Пушкина есть и другие сказки.
7). Посмотрите, к какой сказке иллюстрации? ( «О рыбаке и рыбке»).
Чему учит эта сказка? (не быть жадным, добиваться всего своим трудом)
VII. Творческая работа.
Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый
раз наслаждаясь изяществом их языка. Как вы уже заметили, что сказки
А.С.Пушкина написаны в стихах?
Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?
А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить свои стихи?
Для начала нужно научиться подбирать рифму.
Рифма - это созвучие концов стихотворных строк.
Кошка – окошко.
На открытое окошко,
Села беленькая кошка.
Река-облака.
Вдалеке бежит река,
А над нею облака.
Давайте найдем рифмующие слова в сказке А.С.Пушкина.
VIII. Продолжение работы по теме урока.
Сейчас мы еще раз прочитаем стихотворение и догадаемся сколько
человек потребуется нам для прочтения его по ролям (Царевич, Месяц,
автор).
IX. Рефлексия.
Игра «Волшебный сундучок». Как вы думаете, что находится в сундучке?
(Предположения детей. В сундучке лежат предметы из пушкинских сказок: рыбка, зеркальце, белочка, яблоко, петушок ).
Представитель от каждой группы по очереди достаёт предмет и угадывает, из какой он сказки.
Оцените свою работу на уроке.
X. Итог урока.
С каким автором мы сегодня познакомились?
Отрывок, из какой сказки читали?
Что пробовали сами?
Что вам понравилось в сегодняшнем уроке?
Чему научились?
XI. Рекомендации на дом.
Почитайте по ролям этот отрывок.
Кому захочется можно выучить отрывок наизусть. На следующем уроке мы
вас обязательно послушаем.
Можно нарисовать к отрывку рисунок. |