Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
Представление опыта работы в начальной школе
«Организация проектной работы с младшими школьниками на уроках и во внеурочное время».
Учитель начальных классов:
Абрамова Галина Васильевна
2014/2015
учебный год.
«Что я слышу – забываю,
Что я вижу – я помню,
Что я делаю – я понимаю».
(Конфуций).
Мой класс сформирован из ребят, которые в большинстве своем не посещали детский сад, многих воспитывают только мамы, есть опекаемые дети. В нашем сельском поселении недостаточно рабочих мест, и многие родители вынуждены работать вдали от дома. Не всем из них удается уделять столько внимания, сколько им хотелось бы для всестороннего развития и воспитания детей. С первых дней передо мной встала проблема, адаптировать детей к школе, сплотить их, научить быть членами одной семьи. Некоторые дети стремились к безоговорочному лидерству, обижались, плакали, если что-то шло не по их плану. Всё перечисленное и побудило меня заниматься проектной деятельностью со своими учащимися. Только совместный вид деятельности мог мне помочь сделать ребят дружными и внимательными друг к другу, умеющими бережно относится ко всему, что их окружает. Кроме этого, у меня появилась хорошая возможность пополнить багаж знаний учащихся, познакомить с богатой историей родного поселка, привить любовь к природе, повысить мотивацию обучения.
Учащиеся моего класса являются волонтерами студии «Ноосфериум», действующей в школе уже много лет, в рамках ноосферного образования… Главная цель программы, по которой работает школьная студия «Ноосфериум»: «Развитие способности юного гражданина жить и творить в окружающей среде своей местности в условиях перехода России к устойчивому развитию». Несмотря на то, что учащиеся начальных классов являются только волонтерами, они успешно участвуют во всех видах деятельности, осуществляемой студией «Ноосфериум», но в рамках работы кружка «Мы - исследователи». (Слайд 2) Целью работы кружка являются:
выявление заложенных в ребенке природой потенциальных возможностей, развитие творческих способностей;
формирование разумного поведения личности в окружающей природной и социокультурной среде;
формирование навыков по сбору информации о родном поселке (с богатой историей), о животных и растениях родного края;
распространение полученных знаний среди сверстников, родителей;
привитие толерантности (в классе и школе есть дети – беженцы из стран ближнего зарубежья).
(Слайд 3) Большое внимание в программе уделяется экологическому воспитанию младших школьников, поэтому широкое распространение в работе кружка получили инновационные формы:
— как природоохранительные акции;
— экологические тропы;
— участие в трудовых делах класса и школы.
Экскурсии в природу, прохождение экологической тропы с целью наблюдения за жизнью лесного сообщества в разное время года, сбор природного материала и изготовление поделок из него с последующей выставкой работ (Слайд 4) «Дары природы», помогает ребятам почувствовать себя частью школьной семьи. Каждая работа удостаивается внимания со стороны учеников, учителей и родителей, все ребята обязательно получают грамоты на общешкольной линейке за свои работы.
Кроме этого, с первых дней обучения в школе мои ученики принимают участие в таких традиционных трудовых экологических акциях как «Уют», «Территория без мусора», «Чистый родник» и «Школьная клумба».
Перед такими акциями на занятиях кружка проводится предварительное знакомство с целями проведения подобных акций, с правилами ухода за растениями зимнего сада школы, пришкольной территории, с историей поселка, родника. Ребята с родителями занимаются поиском материала по интересующим их темам, доносят его до своих одноклассников. (Слайд 5) Участвуя в акции «Уют», ученики приобретают навыки юных хозяев, учатся беречь свою родную школу, не загрязнять её, а содержать в чистоте и порядке. Для моих учащихся огромным удовольствием является работа по уходу за растениями в классе, зимнем саду школы. По окончании акции школьники рисуют растения, делают о любом из них небольшие доклады.
Акция «Чистый родник» - это уборка территории вокруг родника, который расположен в нашем поселке вблизи оврага, относящегося еще к палеозойской эре. Эта территория является охраняемой территорией студии «Ноосфериум». После проведения акции, мы составляем фото-коллаж, пишем сообщения для газеты, которую выпускаем в период проведения предметной недели в начальной школе.
В акции «Школьная клумба» мои ребята начинают принимать участие с 3 класса. Эта акция предполагает длительную проектную работу. Это и подбор цветов для клумбы, посадка семян, полив, рыхление и высаживание на школьную клумбу рассады (первого сентября вокруг клумбы проходит школьная линейка, и ребята горды тем, что они видят цветы, выращенные своими руками). К данной работе мы привлекаем и родителей.
Практическая деятельность по созданию комфортных условий в окружающей среде, это небольшой, но полезный вклад в благоустройство территории школы, поселка. Дети приобретают знания, и навыки, которые им пригодятся в повседневной жизни.
(Слайд 6) В 3-4 классе мои ученики уже способны выполнять групповые проекты, ведь у них уже достаточно хорошо сформированы навыки совместной деятельности, они способны самостоятельно выбирать тему проекта, приходить к единому мнению при распределении функций при сотрудничестве. Групповая работа помогает отдельным ученикам преодолеть нездоровое желание быть всегда и во всем лидером. Они понимают, что лидером может быть каждый. (Слайд 7) Учащиеся учатся распределять роли, быть толерантными, осуществлять взаимопомощь. Эти действия хорошо проявляется в такой форме внеурочной деятельности, как спектакль. Готовясь к спектаклю, мы активно привлекаем родителей к изготовлению костюмов и декораций.
(Слайд 8) Проектная деятельность помогает отдельным моим ученикам преодолеть свои внутренние проблемы. Некоторые ученики в начале учебы не могут публично выступать перед учащимися других классов, поэтому преодолеть такое смущение помогают выступления перед учащимися своего класса. Но уже к 4 классу многие из таких ребят способны выступать с представлением своей работы перед широкой аудиторией, как учащихся школы, так и перед родителями и педагогами школ района. Аплодисменты учащимся за выступление - это самая большая награда, которая помогает победить свои страхи перед публичным выступлением.
Система работы, о которой сказано выше, способствует сближению ребят, делает их внимательнее, добрее друг к другу, развивает трудовую активность, вырабатывает бережное отношение к своему здоровью, к окружающему миру.
Проектная деятельность, являясь одной из основных структурных единиц учебно-воспитательного процесса, помогает обеспечить разностороннее развитие, обучение и воспитание моих младших школьников. Способствует раскрытию познавательных и творческих способностей, формирует проектное мировоззрение и мышление, адаптирует к современным условиям жизни. Проектная деятельность мотивирует школьника, так как он видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои умения, личностные качества.
С работой по организации проектной деятельности, как на уроках, так и во внеурочное время знакомлю родителей на собраниях.
В этом году мои ребята оканчивают начальную школу, и я надеюсь, что в среднем звене все навыки, полученные от проектной деятельности, будут только совершенствоваться. Я уверена, что в жизни им обязательно пригодится способность ориентироваться в огромном потоке информации, умение жить в согласии с самим собой и окружающим их миром.
Для себя я ставлю уже новые задачи по организации проектной деятельности с будущими моими учениками с учетом опыта внеурочной деятельности, полученного за четыре года. |