Воскресенье, 22 Декабря 2024, 11:38
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№25»


Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 133

Каталог статей


Трищенкова Н.Н.Исследовательская работа «Память храня».

 

Исследовательская работа

«Память храня»,

в рамках реализации акции «Восстановление духовно-исторической памяти»

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

в Подсосино.

 

Цель исследовательской работы:

Восстановление духовно-исторической память церкви Успения Пресвятой Богородицы. Возрождение истории храмов в окрестностях поселения Лозовское Сергиево - Посадского района.

Задачи исследовательской работы:

Рассказать и показать привлекательность нашего поселения Лозовское Сергиево-Посадского района. Развивать интерес всех участников проекта и обучающихся к культурному и духовному наследию родного поселка и района. Воспитывать любовь детей, родителей к родным местам и чувство восхищения красотой родных мест, углублять их краеведческие знания о родном поселке.

Описание исследовательской работы:

Восстановление духовно-исторической памяти храма Успения Пресвятой Богородицы. «…Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отчество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранять свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.»

Д. Медведев.

Актуальность и обоснованность исследовательской работы:

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые обычаи, появились новые. У подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема духовно-нравственного воспитания и развития детей, восстановления Сергиево – Посадского района как духовно-культурного центра Подмосковья.

На свете много замечательных мест, связанных с историческими событиями, жизнью замечательных людей, природными достопримечательностями. Такие места есть и в нашем поселке. В наш век стремительного технического прогресса мы все реже вспоминаем о наших духовных истоках, о национальных традициях, фольклорном наследии своего народа. А ведь только тот, кто хорошо знает историю своего края, гордится выдающимися людьми – своими земляками, тонко чувствует красоту природы, станет настоящим патриотом.

В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 года сказано: «Мы находимся в начале трудного пути к подлинному возрождению страны. И чем более сплоченным будет наше общество, тем быстрее и увереннее мы сможем пройти этот путь. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культуре и ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

Любовь ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к детскому саду, школе, поселку.

Наблюдая за школьниками, заметно, как они с любопытством рассматривают открытки, фотографии об исторических местах культурного наследия родного поселка, делятся впечатлениями. Но, беседуя с ними, понятно, что у детей поверхностные представления об истории возникновения расположенных вблизи поселка храмов.

Вывод:

У школьников имеются представления о храмах нашей малой Родины, но знаний об их истории возникновения недостаточно. Родители мало рассказывают им о достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного края, особенности, непохожесть нашего поселения и Сергиево-Посадского района на другие города и районы Подмосковья.

Участники исследовательской работы:

Руководитель школьного музея «256 Танково-самоходной бригады и 11 полка ВНОС» Трищенкова Наталия Николаевна, ученица 7 «А» класса Лабоскина Алёна

Цель исследовательской работы:

Формировать позитивное, уважительное отношение к культурному и духовному наследию нашей Родины. Расширять представление о том, что наше поселение имеет богатую историю, традиции, достопримечательности.

Задачи исследовательской работы:

Воспитывать любовь к культурному и духовному наследию Родины.

Формировать интерес к истории возникновения храмов.

Углублять краеведческие знания о родном крае.

Расширять представления о достопримечательностях своего края.

Бережно относиться к историческому, культурному и духовному наследию.

Ценность исследовательской работы:

  1. Пополнение знаний школьников по духовно-культурному наследию.
  2. Повышение познавательной активности, общей культуры и компетентности всех участников проекта.
  3. Укрепление взаимосвязи между детьми, родителями и педагогами.

 

Введение. Культурное наследие нашего края.

«Над Россией музыка плывёт

Радостно, торжественно, красиво…

Колокольный звон…. Какая сила!

Чистый звук, что за душу берёт…»

Т. Лазарева.

Наш народ является создателем и хранителем богатого историко-культурного наследия. Но вместе с тем, стоит задуматься, сколько духовных ценностей было утеряно, бездумно уничтожено. Сегодня вопросы культуры, духовности, исторической памяти являются приоритетными для нашего общества: восстанавливаются разрушенные храмы, возвращаются святыни, создаются проекты, исследовательские работы связанные с популяризацией культуры нашей Родины.

Наша малая родина, поселение Лозовское Сергиево-Посадского района, – земля с богатой историей и культурой. Изучая историю и культуру родного края, мы обратили внимание на следующие факты:

  • на территории поселения Лозовское сохранились памятники православной культуры XV – конца XIX и начала XX веков, среди них есть уникальные;
  • на территории нашего поселения ведется большая работа по возрождению духовного наследия.

 

Основная часть. «Восстановление духовно-исторической память церкви Успения Пресвятой Богородицы»

С древних времен, словно путеводные огни, рассыпались по нашей земле золотые купола православных храмов: нарядных и строгих, больших и маленьких, тихих и звонких, похожих и неповторимых. Многие из них стерты с лица земли, но нельзя дать им погаснуть, надо, чтобы вновь засияли золотые купола, зазвучал малиновый звон – а значит, возродилась наша духовная культура.

  • В состав сельского поселения Лозовское входят 30 населенных пунктов и только в 6 из них (поселок Лоза, Подсосино, Воздвиженское, Лешково, Рязанцы, Шарапово) сохранились 8 культовых сооружений, из которых:
      • 5 действующие,
      • 3 восстанавливаются

В селе Подсосино, на холме, стоит церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Село Подсосино расположено в 7 км от Троице-Сергиевой Лавры в южной части Сергиево-Посадского района на правом берегу реки Торгоши. Впервые в документах оно упоминается под 1460-ми годами как троицкое (входившее в собственность Троице-Сергиева монастыря) село Богородское. Другие названия села того же XV века: Богородица под Сосною, Пречистая на Торгоше.

Село основано на пустоши, пожертвованной в Троице-Сергиев монастырь в 1432-1443 гг. Иваном Афанасьевичем: «и се аз Иван Афанасьев сын дал есмь в дом Святей Троицы в Сергиев монастырь игумену Зиновию с братией его в Радонеже свою пустошь Богородицкую, и с лесом, и с пожнями, и с береги, да пустошь Опалевская, и с луги, и со всем, что к тем пустошем потягло. А на то послухи: отец мой духовный поп Семён, старец Венедикт Шарапов, Игнатей келарь. А грамоту писал Михайло крылошанин...» (брат монаха Венедикта, в миру Вениамина Шарапова, Андрей Иванов, в 1432-1443 гг. дал в Сергиев монастырь с. Шарапово в трёх верстах от Подсосино).

Впервые в документах Подсосенский монастырь упомянут в 1459 г. в данной грамоте Орины Павловской жены Зворыкина в Сергиев монастырь, в которой она просит за вклад своей вотчины «упокоити её у Богородицы под Сосною».

Не позднее 1561г. в селе был устроен девичий монастырь «на Троицкой земле Сергиева монастыря», известный как «Пречистая Богородица под сосною» или «Богородицкой Подсосенье».

По описанию 1590 г., в монастыре было 30 стариц, в том числе в 1-й половине 1588 г. приняла монашество вдова ливонского короля Магнуса, младшая дочь удельного князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродная племянница Ивана Грозного Мария Владимировна (в монашестве Марфа). По смерти невесты Магнуса - Евфимии - Иван Грозный предложил ему руку малолетней сестры её Марии с богатым приданым. Венчание состоялось в 1573 г.

Король Магнус умер в 1583 г. Овдовев, Мария Владимировна и ее малолетняя дочь Евдокия в середине 80-х гг. XVI в. укрылись от мира в нескольких десятках верст от Москвы – в монастыре, именуемом Пречистая Богородица под Сосною. Монастырь располагался на земле Троице-Сергиева монастыря и содержался за его счет и на пожертвования.

В конце XVI века, по описанию 1580-1590-х годов, в этой обители находились: деревянная Успенская церковь, деревянный шатровый храм в честь Воскресения Христова и 30 келий. При монастыре стояли 6 крестьянских домов и 12 дворов, в которых жили королева, боярские дети и дворовые люди.

Из писцовой книге 1594 г.: «Монастырь Богородицкой Подсосенье на речке Торгоше, а в нём церковь Успение Пречистыя Богородицы, да другой храм Воскресение Христово, древена вверх. А в церкви образы, свечи и книги – строение монастырское. Двор - поп Гаврило (ум. 1610 г. уже иеромонахом, принял постриг с именем Герасим), двор - пономарь Тренька. Да на монастыре ж 8 келий, а в них живут старцы-черноризцы. А крестьянских дворов показано 7, у монастыря же нетяглых 12 дворов, а в них живут королевины дети боярские и всякие дворовые люди... да под тем же монастырём мельница на р. Торгаше... а у мельницы мельник чернец Иона Редька...».

В 1598 г. Борис Годунов пожаловал монастырю ругу, достаточную для содержания 30 стариц. В конце XVI в. в «Богородице под Сосной», в окружении восьми келий стариц-черноризец стояли две деревянные церкви: Успенская и Воскресения Христова. При монастыре числилось 6 крестьянских дворов, двор портного мастера и 12 дворов приближенных и слуг Марии Владимировны.

В другой грамоте царь Борис пожаловал «Успенья Пречистой Богородицы девичья монастыря, что под Сосенками, игуменью Маремьяну Заболотскую с сестрами, в Тверском уезде сельцом Кузьминским с 11 деревнями, да селом Федуловым с 3 деревнями». Грамота эта подтверждена царями Василием Шуйским (1606) и Михаилом Феодоровичем (1613). Игуменья Маремьяна скончалась в 1608 г. В 1571 г. вдова Матрона, жена Григория Ивановича Заболотского, дала в Сергиев монастырь в Переславском уезде в Шуромском стане сельцо Новое с деревнями, «а в сельце храм Никола Чудотворец, и похочу аз постричися в черницы, и мене постричи у Пречистой под Сосною в монастыре и до смерти мене покоити, а Бог пошлёт подушу, и меня схоронити у Живоначальной Троицы в Сергиеве монастыре».

В Смутное время монастырь был «разорен от литовских людей» и запустел. Переживших Смутное время инокинь перевели в Пятницкий монастырь на Подоле у самых стен Троице-Сергиевой обители. Инокиня Марфа вместе с другими инокинями Подсосенского монастыря и дворовыми людьми нашла убежище в монастыре преподобного Сергия, где в Успенском соборе и погребена (в 1617 г.), рядом со своей дочерью (1589). В синодике Сергиевской монастырской ризницы под 1609 г. записаны имена «священноинока Кирилла - королевин поп, инока Дионисия - королевин дьячок, инокинь Марию и Евпраксию - из-под Сосны, Иллариона, Алексия, Прокопия и Никифора - служебники королевины». Монастырь запустел и больше не возобновился.

В 1601-1602 годах здесь был поставлен каменный пятиглавый Успенский храм.

В 1605 г. в Успенский монастырь была помещена царевна Ксения (в иночестве Ольга), дочь покойного царя Бориса Годунова. Так в скромной, затерянной в лесу обители, встретились две знатные женщины: одна постриженная по приказу Годунова, другая — дочь Годунова, жертва его врагов.

В 1608г. польско-литовские интервенты не пощадили Успенский монастырь и разорили его. Он пришел в запустение и больше не возобновился.

В марте 1616 года Троицкий настоятель, преподобный Дионисий (Зобниновский) и келарь Авраамий Палицын поставили на месте запустевшего Успенского монастыря деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Вокруг этой церкви и выросло село Подсосенье Радонежского уезда, именуемое в настоящее время Подсосино.

В мае 1616 года ее освятил Троицкий архимандрит Дионисий (Зобниновский), прославленный в лике Радонежских святых еще до учреждения Синода. Храм был клетского типа с колокольницей.

В 1619 г. построен и освящён придел Нерукотворного Образа Спасова.

Согласно описанию 1622 г., в Подсосино стояла деревянная Успенская, церковь, построенная в 1616 г. Дионисием, архимандритом Троице-Сергиева монастыря, которому принадлежало село.

В 1671 г. при архимандрите Феодосии II построена новая церковь, с употреблением материала от прежней. Богослужения в нем совершались до конца 20-х годов XIX столетия, до освящения нового каменного храма.

Феодосий до пострижения в монашество был приходским священником с. Подсосенье, а сделавшись настоятелем Троице-Сергиева монастыря (управлял с 1667 по 1674 г.), пожелал в своём бывшем приходе устроить более обширный и красивый храм.

Из древнего церковного синодика с. Подсосенья о Феодосии известно: «род архимандрита Троицкия Сергиевы Лавры Феодосия, что был в селе Подсосенках поп Феодор арзамасец, коего иждивением в оном селе построены и утварью снабжены две деревянные церкви». Феодосии был уроженцем г. Арзамаса или одного из сёл его, из вдовых священников с. Подсосенья, постриженик Троицкий, был архимандритом Новгородского Юрьева монастыря, откуда в 1667 г. переведён в Троице-Сергиев монастырь, где и скончался в 1674 г. и погребён близ преподобного архимандрита Дионисия. Архимандритом Феодосием, кроме Успенской церкви построена в Подсосенье ещё и другая, судя по описи села в 1784 г., во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 1843г. приходской священник Петр Васильев обратился к Московскому митрополиту Филарету (Дроздову) с прошением, в котором просил Его Высокопреосвященство две эти обветшавшие церкви «не соблаговолено ли будет уничтожить и материал употребить на отопку церковных печей». Полагая, что обе деревянные церкви были построены в начале XVII столетия, будущий святитель не позволил их уничтожить. Он благословил сохранить их и перенести в урочище Корбуху.

В конце 1843г. из Подсосино в Корбуху были перевезены обе церкви, а восстановлена лишь одна – Успенская, поврежденное временем дерево которой было заменено деревом Никольской церкви. Успенская сельская церковь стала главным храмом новообразованного уединенного мужского Гефсиманского скита. Скит после революции был закрыт, деревянная Успенская церковь XVII века безвозвратно утрачена.

В Подсосино в 1844 г. остался один каменный трехпрестольный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он был возведен в стиле ампир иждивением помещицы и прихожанки полковницы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой в 1825-1827 годах и освящен инспектором Московской Духовной Академии архимандритом Евлампием (Пятницким) – будущим архиепископом Тобольским (†1862). Приделы – в честь свт. Николая и свт. праведных Захарии и Елизаветы – были освящены в 1830г. наместником Лавры архимандритом Афанасием (Федоровым, †1831). В храме имелись росписи, которые фрагментарно можно видеть и в наши дни. В селе действовала церковно-приходская школа.

Церковный причт до 1871г. состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. С 1871г. диаконское место было закрыто. В 1890-х гг. причт состоял из священника и псаломщика.

В XIX – начале XX века село Подсосино с деревнями Варавино, Вихорево, Высоково, Дедушково, Еремино, Коськово, Кредово, Охотино, Степурино, Тураково и Чарково входили в состав Митинской и Морозовской волостей Дмитровского уезда. Деревни Дедушково, Коськово и Кредово исчезли во второй четверти XX века.

К 1927 году здесь было 1234 постоянных жители, сейчас — 394.

Последним настоятелем храма был иеромонах Митрофан (в миру – Михаил Алексеевич Преображенский). 26 января 1938 года по обвинению в принадлежности к контрреволюционной повстанческой группе «монахов и бывших» его арестовали, 14 февраля того же года приговорили к высшей мере наказания и 17 февраля расстреляли на полигоне Бутово под Москвой.

Церковь в том же году была закрыта. В 1957г. взорвали колокольню. Здание храма сначала использовали под зерноток, под склад, потом оно долгое время пустовало.

В 2000 г. церковь была передана православной общине, а ее настоятелем назначен священник Александр Ковалев – местный житель. При поддержке прихожан он начал восстанавливать порушенную и оскверненную святыню. В порядок было приведено сельское кладбище. Первая Божественная Литургия в храме была совершена в праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 2000 г., ее возглавил благочинный Сергиево-Посадского округа священник Александр Самойлов. В настоящее время восстановлены: разрушенная западная стена, кровля и купола, портики, полы в алтаре и в четверике, поставлены новые металлические двери и оконные рамы. Идет восстановление Никольского придела. В храме установлен временный иконостас. Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни.

Каменная пятиглавая церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами святителя Николая Чудотворца и святых праведных Захарии и Елизаветы построена в 1825 – 1827 годах «собственным капиталом полковницы Елизаветы Алексеевой Арсентьевой».

Рядом с новой каменной церковью оставались деревянные Успенская и Никольская церкви XVII в.

В 1843 году, по приказу митрополита Московского Филарета (Дроздова), настоятеля лавры, ветхие церкви были разобраны и перевезены в лаврское урочище Корбуха. Здесь, в уважение памяти архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына, из годных материалов двух церквей был собран один храм, освященный во имя Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре вокруг этого храма вырос знаменитый Гефсиманский скит.

В 1938 году Успенская церковь в селе Подсосенье была закрыта, и в том же году был осужден и расстрелян последний настоятель храма, иеромонах Митрофан (Преображенский).

В 1957 году взорвана церковная колокольня. Она была четырехъярусной и имела 8 колоколов, самый большой из которых весил 265 пудов.

В 2000 году церковь Успения Пресвятой Богородицы возвращена православной общине и в настоящее время восстанавливается.

 

Заключение. Историческая память.

Удалось сделать выводы о проведении исследовательской работы:

  1. На территории нашего поселения сохранились каменные памятники архитектуры XV – конца XIX и начала XX веков
  2. Все храмовые сооружения на территории поселения являются выявленными объектами культурного наследия и поставлены на учет, ведется их восстановление.
  3. Каждое из сооружений связано с историй поселения и Отечества в целом, о чем говорят предания, документальные источники, подтверждающие святость наших мест.

В ходе проведения исследовательской работы мы глубже познакомились с историей своего поселения, узнали интересные факты, которые накладывают на нас ответственность за будущее нашей малой Родины. Именно нам предстоит сохранить все духовное богатство и наследие нашего родного края, чтобы не потерять своих корней.

Категория: Уроки и внеклассные мероприятия | Добавил: Lulilu8267 (15 Марта 2017)
Просмотров: 1936 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024