Экологическая викторина «В союзе с природой»
Цели:
- расширять знания учащихся о растениях, их пользе;
- развивать интерес к познанию окружающего мира;
- учить любить и беречь природу родного края;
- укреплять дружеские отношения между учащимися.
Оформление:
- эмблемы для команд участников;
- плакаты с кроссвордами для игр;
- овощи, фрукты, подносы с лекарственными растениями.
Вступительное слово учителя: - Сегодня мы проводим викторину «В союзе с природой». Главная тема нашего разговора – лекарственные растения.
Для проведения викторины командам участников предлагается выбрать приготовленные эмблемы и всех знакомят с этапами викторины.
1 этап – вопросы о лекарственных растениях и их использовании.
2 этап – разгадывание кроссворда.
3 этап – рецепты народной медицины.
4 этап – игра «чудесный мешочек».
Оценивают результаты каждого этапа члены жюри (представить).
Учитель: - А помогать проводить викторину сегодня мне будут двое «докторов» от каждой команды – Доктор Градусник и Доктор Пилюлькин.
Д.Г. – На территории СНГ более 200 тыс. видов растений. Почти 4 тыс. видов охраняются в заповедниках. Около 500 видов растений занесено в красную книгу – они находятся на грани исчезновения. Многие цветковые растения страдают от бездумного сбора цветов, ведь так красивы они и привлекательны в своем цветении.
Далее выходит ученик и читает четверостишие:
- Дерево, трава, цветок и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Д.П. – Поговорим о лекарственных растениях. Их используют для профилактики и лечения многих заболеваний как людей, так и животных. При изготовлении лекарственных средств берутся различные части растения – это цветы и листья, корень или стебель.
Учитель ведет 1 этап викторины.
Вопросы викторины.
- Какие растения используют при лечении простуды?
- Какой цветок лечит сердце?
- Какое растение богато йодом?
- Какое растение используют для лечения ссадин и царапин?
- Какое лекарственное растение определит даже слепой?
- Плоды каких кустарников очень богаты витамином «С»?
- Для чего используют березовые почки?
- Гриб чага растет на березе. Какому органу помогает чай, заваренный на нем?
Пока жюри ведет подсчет баллов каждой команды (по 5-ти бальной шкале), выходит Д.Г.
Д.Г. – а знаете ли вы, почему крапива жжется? На волосках листьев крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, делает ранку на коде и кислота попадает в эту ранку.
Жюри объявляет итоги 1 этапа.
2 этап.
Приглашаются по 3 человека от каждой команды. Они разгадывают приготовленные кроссворды за время проведения следующего этапа викторины.
3 этап.
К столу выходят Д.Г. и Д. П. они показывают, что лежит на подносах (лекарственные средства).
Задание командам рассказывает учитель:
- У вас болит горло. Вы должны выбрать на столе то, что вам поможет при лечении ангины и приготовить лечебное средство по известному вам рецепту. Затем нужно рассказать о нем (3-4 мин.)
Слово командам. Перед этим сдаются разгаданные кроссворды членам жюри. Жюри оценивает ответы 2 и 3 этапов викторины.
Д.П. – А знаете ли вы, что собирать лекарственные растения нужно в тот период, когда у них накапливается больше всего питательных веществ. Цветки – в начале цветения, листья – перед цветением или вначале него, корни – весной или осенью, кору – весной, в начале соковыделения. Сбор проводят в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса.
Жюри объявляет итоги проведенных 3-х этапов и общий балл каждой команде.
4 этап.
Проводят Д.Г. и Д.П. У каждого «чудесный мешочек». Они приглашают по одному человеку от каждой команды, которые по очереди должны вытаскивать из мешочка овощ или фрукт, предварительно угадав его.
Оценки жюри и подведение итогов викторины. Награждение ее участников. Заключительное слово членов жюри:
- Лекарственными свойствами обладают часто растения, которые растут рядом с вами в большом количестве. Это и одуванчик, и крапива, подорожник, лопух, чистотел. Загляните на огороды и в сады, и вы увидите тысячелистник, пустырник, пион, рябину, смородину. Мы хотим пожелать вам, ребята, узнавать больше о растениях, их пользе. Учитесь пользоваться дарами природы и, конечно же, берегите ее.
Д.П. – А мне хотелось бы пожелать всем здоровья и угостить моим напитком здоровья, который я назвал очень просто «Морковка».
Ответы на вопросы викторины.
- Мать-и-мачеха, липа, малина, шиповник, ромашка…
- Ландыш.
- Морская капуста.
- Подорожник, так как обладает антисептическим свойством.
- Крапива.
- Черная смородина, шиповник.
- При долго заживающих ранах.
- Чай, заваренный на грибе чага, используют при заболеваниях желудка.
«Чудесный мешочек».
На ощупь определить, какой плод лежит в мешочке и описать, как он используется человеком в лекарственных целях. Можно положить лимон, яблоко, чеснок, луковицу, гранат, курагу…
При проведении викторины можно 2 или 4 этапы заменить. Например: составить как можно больше слов (за 1 мин.) из слова «земляника», «смородина» и др.
Плакаты к викторине:
- Чеснок и лук от семи недуг
- в день по яблоку – и доктор не нужен
- овощи + фрукты + ягоды + здоровье
Напиток «Морковка»: пол. стакана молока, средняя морковь на мелкой терке, 2 чайные ложки сахара. Все смешать в миксере и подать с чайной ложечкой в стакане. |