Четверг, 25 Апреля 2024, 15:07
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№25»


Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 132

Каталог статей


Хромова Н.Э. Проект"Золотые купола моей малой Родины"


Цель проекта:
Разработка туристического маршрута от храмового комплекса церкви Марии Магдалины (Царь
Дар) нашего поселка Лоза до церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Подсосино.
Возрождение и сохранение культурного наследия малой родины через популяризацию духовных
святынь родного края.
Задачи проекта:
Развивать интерес всех участников проекта и обучающихся к культурному и духовному наследию
родного поселка и района. Воспитывать любовь детей, родителей к родным местам и чувство
восхищения красотой родных мест, углублять краеведческие знания о родном крае.
Описание проекта:
ПРОЕКТ «Золотые купола моей малой Родины».
Цель проекта:
Разработка туристического маршрута от храмового комплекса церкви Марии Магдалины (Царь –
Дар) нашего родного поселка Лоза до церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Подсосино.
Возрождение истории храмов в окрестностях поселения Лозовское Сергиево - Посадского района.
Задачи проекта: Рассказать и показать привлекательность нашего поселения Лозовское СергиевоПосадского района педагогам Подмосковья, с которыми идѐт сотрудничество нашего учреждения.
Развивать интерес всех участников проекта и обучающихся к культурному и духовному наследию
родного поселка и района. Воспитывать любовь детей, родителей к родным местам и чувство
восхищения красотой родных мест, углублять их краеведческие знания о родном поселке.
Описание проекта: Краткосрочный проект - туристический маршрут «Золотые купола моей малой
Родины» для учащихся, родителей, педагогов близлежащих районов.«…Духовно-нравственное
воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей
миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все
времена скрепляли наше Отчество, формировали национальные традиции и моральные устои.
Сегодня они позволяют России сохранять свои исторические корни и культурно-духовную
самостоятельность.» Д. Медведев.
Актуальность и обоснованность проекта.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых
событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного
управления. Ушли в прошлое некоторые обычаи, появились новые; средства массовой
информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у
подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.
Поэтому на современном этапе так актуальна проблема духовно-нравственного воспитания и
развития детей, восстановления Сергиево – Посадского района как духовно-культурного центра
Подмосковья. На свете много замечательных мест, связанных с историческими событиями,
жизнью замечательных людей, природными достопримечательностями. Такие места есть и в
нашем поселке. В наш век стремительного технического прогресса мы все реже вспоминаем о
наших духовных истоках, о национальных традициях, фольклорном наследии своего народа. А
ведь только тот, кто хорошо знает историю своего края, гордится выдающимися людьми – своими
земляками, тонко чувствует красоту природы, станет настоящим патриотом.
В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию
Российской Федерации 26 апреля 2007 года сказано: «Мы находимся в начале трудного пути к
подлинному возрождению страны. И чем более сплоченным будет наше общество, тем быстрее и
увереннее мы сможем пройти этот путь. Общество лишь тогда способно ставить и решать
масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров,
когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культуре и ценностям, к памяти
своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». Духовно- нравственные
качества развиваются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной
социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно
привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа. Любовь ребѐнка к
Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с
любви к своему дому, к детскому саду, школе, поселку.
Наблюдая за школьниками, мы заметили, что они с любопытством рассматривают открытки,
фотографии об исторических местах культурного наследия родного поселка, делятся
впечатлениями. Но, беседуя с ними, убедились в том, что у детей поверхностные представления об
истории возникновения расположенных вблизи поселка храмов.
Вывод: У ребят имеются представления о храмах нашей малой Родины, но знаний об их истории
возникновения недостаточно. Родители мало рассказывают школьникам о
достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного края,
особенности, непохожесть нашего поселения и Сергиево-Посадского района на другие города и
районы Подмосковья.
Участники проекта: Обучающиеся 4-9 классов, родители, педагоги МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 25».
Цель: Формировать позитивное, уважительное отношение к культурному и духовному наследию
нашей малой Родины. Расширять представление о том, что наше поселение имеет богатую
историю, традиции, достопримечательности.
Задачи: Воспитывать любовь к культурному и духовному наследию малой Родины.
Формировать интерес к истории возникновения храмов, расположенных около родного поселка.
Углублять краеведческие знания о родном крае.
Расширять представления о достопримечательностях своего края.
Бережно относиться к историческому, культурному и духовному наследию своего поселения и
Сергиево – Посадского района.
Прогнозируемый результат:
1. Укрепление духовно-нравственной сферы личности школьников, формирование у ребят
способности ценить прекрасное, чтить традиции, знать свои духовно-исторические корни. На
основе нравственных идеалов воспитывать бережное отношение к себе, сверстникам, обществу,
государству, Отечеству и миру в целом.
2. Создание презентации и проведение экскурсий «Золотые купола моей малой Родины» по
маршруту: храмовый комплекс церкви Марии Магдалины (Царь – Дар) – церковь Успения
Пресвятой Богородицы в Подсосино.
Ценность проекта:
1.Пополнение знаний школьников по духовно-культурному наследию родного поселка.
2.Повышение познавательной активности, общей культуры и компетентности всех участников
проекта.
3.Укрепление взаимосвязи между детьми, родителями и педагогами.
4.Обновление, дополнение предметно-развивающей среды в 4-9 классах для духовнонравственного воспитания детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
Сбор информации о храмах, расположенных в окрестностях нашего поселка Лоза:
-подбор иллюстративного материала; наглядности;
-подбор исторического материала о храмовом комплексе церкви Марии Магдалины (Царь – Дар) и
церкви Успения Пресвятой Богородицы в Подсосино.
2 этап. Реализация проекта.
1.Проведение классных часов и бесед об истории храмов, расположенных в окрестностях поселка
Лоза.
2.Проведение фото- и видеосъемок на тему «Золотые купола моей малой Родины»
3.Просмотр презентаций и видеоматериалов о храмах, расположенных вблизи поселка Лоза.
4.Экскурсии в церковь Успения Пресвятой Богородицы в Подсосино и храмовый комплекс церкви
Марии Магдалины в поселке Лоза.
3 этап. Заключительный.
1.Составление туристического маршрута «Золотые купола моей малой Родины».
2.Теоретическая и практическая значимость проекта заключается в том, что разработанный
маршрут и сделанная презентация могут быть применены при виртуальном путешествии
обучающихся и их родителей по родному краю.
Достигнутые результаты:
1.Укрепление духовно-нравственной сферы личности школьников, формирование у детей
способности ценить прекрасное, чтить традиции, знать свои духовно-исторические корни. На
основе нравственных идеалов воспитывать бережное отношение к себе, сверстникам, обществу,
государству, Отечеству и миру в целом.
2.Создание презентации и проведение экскурсий «Золотые купола моей малой Родины» по
маршруту: храмовый комплекс церкви Марии Магдалины (Царь – Дар) и церковь Успения
Пресвятой Богородицы в Подсосино.
Введение. Культурное наследие нашего края.
Наш народ является создателем и хранителем богатого историко-культурного наследия. Но вместе
с тем, стоит задуматься, сколько духовных ценностей было утеряно, бездумно уничтожено.
Сегодня вопросы культуры, духовности, исторической памяти являются приоритетными для
нашего общества: восстанавливаются разрушенные храмы, возвращаются святыни, создаются
народные проекты, связанные с популяризацией культуры нашей Родины («Россия 10»).
Наша малая родина, поселение Лозовское Сергиево-Посадского района, – земля с богатой
историей и культурой. Изучая историю и культуру родного края, мы обратили внимание на
следующие факты:·на территории поселения Лозовское сохранились памятники православной
культуры XV– конца XIX и начала XX веков, среди них есть уникальные. На территории нашего
поселения ведется большая работа по возрождению духовного наследия. Все это привело нас к
идее создания местного экскурсионно-туристического маршрута по святым местам нашего края.
«Золотые купола моей малой Родины».
С древних времен, словно путеводные огни, рассыпались по нашей земле золотые купола
православных храмов: нарядных и строгих, больших и маленьких, тихих и звонких, похожих и
неповторимых. Многие из них стерты с лица земли, но нельзя дать им погаснуть, надо, чтобы
вновь засияли золотые купола, зазвучал малиновый звон – а значит, возродилась наша духовная
культура.
1. Знакомство с маршрутом·
В состав сельского поселения Лозовское входят 30 населенных пунктов и только в 6 из них
(поселок Лоза, Подсосино, Воздвиженское, Лешково, Рязанцы, Шарапово) сохранились 8
культовых сооружений, из которых: 5 действующие, 3 восстанавливаются. Два из этих
населенных пунктов привлекли наше внимание и стали объектами нашего маршрута «Золотые
купола моей малой Родины».
Итак, наша экскурсия начинается с поселка Лоза от храмового комплекса церкви Марии
Магдалины, которая являлась домовым храмом летней загородной дачи Царь-дар,
принадлежавшей Александро-Мариинскому дому-призрения, крупнейшему благотворительному
заведению дореволюционного Сергиева Посада. Название Царь-дар напоминало о том, что 600
десятин земли под дачей были пожалованы Дому призрения императором Александром III.
Строительство церкви и всего корпуса велось по проекту архитектора И.И. Поздеева с1900 по
1902 гг. Одноглавый двухэтажный храм с шатровой колокольней выстроен в формах
рестроспективизма, широко распространенного в нач. ХХ в. Отличительной архитектурной
особенностью нового храма являлось наличие двухэтажных боковых корпусов, пристроенных к
его звоннице. Второй престол св. Апостола Иоанна Богослова. С севера и юга к колокольне
примыкают двухэтажные корпуса приюта, открытого в память императрицы Марии
Александровны. Осенью 1902 г. церковь построили и освятили 14 ноября 1902 года во имя святой
равноапостольной Марии Магдалины, церковное чествование которой совпадает с днем ангела
императрицы Марии Федоровны. Летом в Царь-даре жили воспитанники и воспитанницы
Александро-Мариинского Дома призрения. В одном крыле главного корпуса работала
амбулатория для жителей окрестных селений. В 1913-1917 гг. в имении, именуемом "Царь-дар",
размещалась Сергиевская община сестер милосердия, затем переведенная в Москву. В 1930-х гг.
храм был закрыт и перестроен. В советское время церковь была закрыта, помещения
использовались не по назначению. В главном корпусе дачи Царь-дар помещалась голубиная
станция института птицеводства, туберкулезный санаторий, во время войны - госпиталь, после
войны - производство и административные учреждения. По указу И.В. Сталина от 18 мая 1949
года было создано предприятие военной промышленности по производству высокоточных
шариковых подшипников для военных приборов, которое и разместилось в полуразрушенной
церкви Святой Марии Магдалины. Новое предприятие со временем обустроилось и начало выпуск
первых образцов продукции. В начале 50-х годов здесь работало около 40 человек, а предприятие
называлось «Лаборатория опытного завода», сокращенно – ЛОЗА. Этим же именем назван был
рабочий поселок. На базе лаборатории впоследствии был создан Загорский филиал Всесоюзного
научно-исследовательского института подшипниковой промышленности с крупным опытным
заводом. Изготовленные здесь подшипники стояли в первых межконтинентальных
баллистических ракетах, спутниках и космических кораблях, орбитальных станциях. К
сожалению, лаборатория «прижилась» в церкви Марии Магдалины на долгие годы. Только в 1993
году главный корпус дачи Царь-дар был передан Троице-Сергиевой Лавре и в настоящее время
восстанавливается вместе с помещением церкви. В 2004 году Патриарх Алексий II издал указ о
создании на территории подворья Лавры в поселке Лоза монашеской женской общины и школыинтерната для девочек-сирот. В 2007 году настоятельницей храма стала монахиня Ольга.
Из поселка Лоза наш маршрут идет в сторону села Подсосино. Здесь, на холме, мы видим церковь
Успения Пресвятой Богородицы. Комплекс летней дачи Мариинского дома призрения в пос. Лоза
является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства
МО от 15.03.2002 г. № 84/9). Село Подсосино (Подсосенье) расположено в 7 км от ТроицеСергиевой Лавры в южной части Сергиево-Посадского района на правом берегу реки Торгоши.
Впервые в документах оно упоминается под 1460-ми годами как троицкое (входившее в
собственность Троице-Сергиева монастыря) село Богородское. Другие названия села того же XV
века: Богородица под Сосною, Пречистая на Торгоше.
Село основано на пустоши, пожертвованной в Троице-Сергиев монастырь в 1432-1443 гг. Иваном
Афанасьевичем: «и се аз Иван Афанасьев сын дал есмь в дом Святей Троицы в Сергиев монастырь
игумену Зиновию с братией его в Радонеже свою пустошь Богородицкую, и с лесом, и с пожнями,
и с береги, да пустошь Опалевская, и с луги, и со всем, что к тем пустошем потягло. А на то
послухи: отец мой духовный поп Семѐн, старец Венедикт Шарапов, Игнатей келарь. А грамоту
писал Михайло крылошанин...» (брат монаха Венедикта, в миру Вениамина Шарапова, Андрей
Иванов, в 1432-1443 гг. дал в Сергиев монастырь с. Шарапово в трѐх верстах от Подсосенья).
Впервые в документах Подсосенский монастырь упомянут в 1459 г. в данной грамоте Орины
Павловской жены Зворыкина в Сергиев монастырь, в которой она просит за вклад своей вотчины
«упокоити еѐ у Богородицы под Сосною». Не позднее 1561г. в селе был устроен девичий
монастырь «на Троицкой земле Сергиева монастыря», известный как «Пречистая Богородица под
сосною» или «Богородицкой Подсосенье». По описанию 1590 г., в монастыре было 30 стариц, в
том числе в 1-й половине 1588 г. приняла монашество вдова ливонского короля Магнуса, младшая
дочь удельного князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродная племянница Ивана
Грозного Мария Владимировна (в монашестве Марфа). В конце XVI века, по описанию 1580-1590-
х годов, в этой обители находились: деревянная Успенская церковь клетского типа, деревянный
шатровый храм в честь Воскресения Христова и 30 келий. При монастыре стояли 6 крестьянских
домов и 12 дворов, в которых жили королева, боярские дети и дворовые люди. В 1598 г. Борис
Годунов пожаловал монастырю ругу, достаточную для содержания 30 стариц. В конце XVI в. в
«Богородице под Сосной», в окружении восьми келий стариц-черноризец стояли две деревянные
церкви: Успенская и Воскресения Христова.
В синодике Сергиевской монастырской ризницы под 1609 г. записаны имена «священноинока
Кирилла - королевин поп, инока Дионисия - королевин дьячок, инокинь Марию и Евпраксию - изпод Сосны, Иллариона, Алексия, Прокопия и Никифора - служебники королевины». Монастырь
запустел и больше не возобновился. В 1601-1602 годах здесь был поставлен каменный пятиглавый
Успенский храм. В 1605 г. в Успенский монастырь была помещена царевна Ксения (в иночестве
Ольга), дочь покойного царя Бориса Годунова. Так в скромной, затерянной в лесу обители,
встретились две знатные женщины: одна постриженная по приказу Годунова, другая — дочь
Годунова, жертва его врагов. В 1608г. польско-литовские интервенты не пощадили Успенский
монастырь и разорили его. Он пришел в запустение и больше не возобновился. В марте 1616 года
Троицкий настоятель, преподобный Дионисий (Зобниновский) и келарь Авраамий Палицын
поставили на месте запустевшего Успенского монастыря деревянную церковь Успения Пресвятой
Богородицы. Вокруг этой церкви и выросло село Подсосенье Радонежского уезда, именуемое в
настоящее время Подсосино. В мае 1616 года ее освятил Троицкий архимандрит Дионисий
(Зобниновский), прославленный в лике Радонежских святых еще до учреждения Синода. Храм
был клетского типа с колокольницей. В 1619 г. построен и освящѐн придел Нерукотворного
Образа Спасова. Согласно описанию 1622 г., в Подсосине стояла деревянная Успенская, церковь,
построенная в 1616 г. Дионисием, архимандритом Троице-Сергиева монастыря, которому
принадлежало село. В 1671 г. при архимандрите Феодосии II построена новая церковь, с
употреблением материала от прежней. Богослужения в нем совершались до конца 20-х годов XIX
столетия, до освящения нового каменного храма. Феодосий до пострижения в монашество был
приходским священником с. Подсосенье, а сделавшись настоятелем Троице-Сергиева монастыря
(управлял с 1667 по 1674 г.), пожелал в своѐм бывшем приходе устроить более обширный и
красивый храм. Феодосии был уроженцем г. Арзамаса или одного из сѐл его, из вдовых
священников с. Подсосенья, постриженик Троицкий, был архимандритом Новгородского Юрьева
монастыря, откуда в 1667 г. переведѐн в Троице-Сергиев монастырь, где и скончался в 1674 г. и
погребѐн близ преподобного архимандрита Дионисия. Архимандритом Феодосием, кроме
Успенской церкви построена в Подсосенье ещѐ и другая, судя по описи села в 1784 г., во имя
Святителя Николая Чудотворца. В 1843г. приходской священник Петр Васильев обратился к
Московскому митрополиту Филарету (Дроздову) с прошением, в котором просил Его
Высокопреосвященство две эти обветшавшие церкви «не соблаговолено ли будет уничтожить и
материал употребить на отопку церковных печей». Полагая, что обе деревянные церкви были
построены в начале XVII столетия, будущий святитель не позволил их уничтожить. Он
благословил сохранить их и перенести в урочище Корбуху (ныне один из районов Сергиева
Посада). В конце 1843г. из Подсосино в Корбуху были перевезены обе церкви, а восстановлена
лишь одна – Успенская, поврежденное временем дерево которой было заменено деревом
Никольской церкви. Успенская сельская церковь стала главным храмом новообразованного
уединенного мужского Гефсиманского скита. Скит после революции был закрыт, деревянная
Успенская церковь XVII века безвозвратно утрачена. В Подсосино в 1844 г. остался один
каменный трехпрестольный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он был возведен в
стиле ампир иждивением помещицы и прихожанки полковницы Елизаветы Алексеевны
Арсеньевой в 1825-1827 годах и освящен инспектором Московской Духовной Академии
архимандритом Евлампием (Пятницким) – будущим архиепископом Тобольским (†1862).
Приделы – в честь свт. Николая и свт. праведных Захарии и Елисаветы – были освящены в 1830г.
наместником Лавры архимандритом Афанасием (Федоровым, †1831). В храме имелись росписи,
которые фрагментарно можно видеть и в наши дни. К 1927 году здесь было 1234 постоянных
жители, сейчас — 394. Последним настоятелем храма был иеромонах Митрофан (в миру – Михаил
Алексеевич Преображенский). 26 января 1938 года по обвинению в принадлежности к
контрреволюционной повстанческой группе «монахов и бывших» его арестовали, 14 февраля того
же года приговорили к высшей мере наказания и 17 февраля расстреляли на полигоне Бутово под
Москвой. Церковь в том же году была закрыта. В 1957г. взорвали колокольню. В 2000 г. церковь
была передана православной общине, а ее настоятелем назначен священник Александр Ковалев –
местный житель. При поддержке прихожан он начал восстанавливать порушенную и
оскверненную святыню. я.
Заключение. Историческая память.
Таким образом, совершив экскурсию по маршруту «Золотые купола моей малой Родины», мы
сделали следующие выводы:
1.На территории нашего поселения сохранились каменные памятники архитектуры XV – конца
XIX и начала XX веков.
2.Все храмовые сооружения на территории поселения являются выявленными объектами
культурного наследия и поставлены на учет, ведется их восстановление.
3.Каждое из сооружений связано с историй поселения и Отечества в целом, о чем говорят
предания, документальные источники, подтверждающие святость наших мест.
В ходе экскурсии мы глубже познакомились с историей своего поселения, узнали интересные
факты, которые накладывают на нас ответственность за будущее нашей малой Родины. Именно
нам предстоит сохранить все духовное богатство и наследие нашего родного края, чтобы не
потерять своих корней, чтобы не стать Иванами, не помнящими родства..

Категория: Уроки и внеклассные мероприятия | Добавил: Lulilu8267 (21 Марта 2017)
Просмотров: 1138 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024