Четверг, 25 Апреля 2024, 07:22
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№25»


Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 132

Каталог статей


Е.Ю. Потапова .Мастер класс "Игровая кукла"

Что такое кукла? В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Во все времена для детей на Руси мастерили кукол. Куклы на Руси были не только и не столько игрушкой для ребёнка (как думает большинство людей), куклы были и оберегами, и талисманами. Куклы сопровождали человека на протяжении всей его жизни, на каждый праздник, каждое событие в жизни делались свои, неповторимые, несущие особый смысл! Все куклы бережно хранились, в доме их накапливалось до 100 и более! Маленькие куколки вешались даже взрослым мужчинам на шею под рубаху, как талисман (например, перед дальней дорогой). По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. Игровые куклы. Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ. Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут. Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку. Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы. Куклы-обереги Одна из особенностей изготовления обережных тряпичных кукол – недопустимость использования колющих и режущих предметов, которыми человек может пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. В северных деревнях за две недели до рождения будущая мама делала куклу-пеленашку и подвешивала ее над колыбелью будущего ребенка. Эта кукла висела и тогда, когда ребенок уже появлялся на свет, забавляя и оберегая дитя. Входящие в дом соседи бросали взгляд в первую очередь на куклу, ведь она на виду, тем самым оставляя "сглаз" на ней. Кукла как бы охраняла ребенка, брала на себя все плохое. В других областях спеленутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, приговаривая при этом: "Сонница-бессоница, не играй с моим дитяткой, а играй с этой куклой". Кукла как бы отвлекала на себя злые силы, оберегала малыша. Так ее и называли – берегиня или оберег. В колыбельке куколка находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие ребенку. Ленточка перевязи перекрещивается на этой кукле нечетное количество раз и выполняет роль оберега. По поверьям, центр жизненной силы располагается в районе пупа. Завязанный тугой узел символизирует пуп. Концы шнура на пупке откусывали так же, как пуповину при рождении ребенка. Такую куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка. Только после крещения за младенцем утверждался статус человека, и куклу убирали из колыбели. Почему появилась именно такая кукла-пеленашка? Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленутый. Сегодня такой способ пеленания младенцев считается диким и варварским: ограничиваются жизненно важные функции: ребенка. Но в традиционном русском быту это был единственно признаваемый способ. А после крещения над колыбелью подвешивали нечетное количество куколок, сделанных из однотонного цветного материала, очень ярких, чтобы привлечь внимание ребенка. Они назывались кувадки. В связке обычно бывало от 3 до 5 таких куколок. Свое название они получили от обряда "кувады", который связан с таинством рождения ребенка. Зарождение жизни - это великая милость и расположение божественных сил. Но с другой стороны это рождение связывалось с чем-то греховным, нечистым. Наши предки видели в родовых муках вмешательство злобных сил, терзающих беззащитных младенца и роженицу. В старину женщина обычно рожала в бане, чтобы не привадить нечистую силу в избу. Отцу ребенка в этом обряде отводилась активная роль. В предбаннике выставляли лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивали куклы-кувадки. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. После обряда очищения от скверны эти куклы сжигали. К концу XIX в. обряд был забыт, а куклы остались. Направленность магического действия изменилась: теперь их вывешивали над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Обереги делались, не только из тряпок, но и из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из... творога. Однако, все славянские куклы-обереги похожи в одном: у них не было лица. Мистическая безликость - это одна из тайн тряпичной куклы. Изображение лица в кукле было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости. Смысл этой тонкой символики забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребёнка. Ведь глаза, нос, уши, рот - это врата, через которые осуществляется связь с силами, светлыми и тёмными, добрыми и злыми. Поэтому лучше не открывать эти врата. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики и от живого человека. Она сама по себе и сама в себе. Только в этом молчании можно сохранить тайну рода, семьи. У нашей куколки нет даже волос. Шарообразная голова, преувеличенная, безволосая, как бы сама в себе заключала идею солнца. Посмотрите на неё, её форма выражает стабильность, защищенность, жизнетворную повторяемость. Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в виде шара. Такая кукла называлась Баба - женское божество. При кукле находился маленький кукленок. Его тулово завертывали в пеленку и свивальник. И кукла, и куленок изготовлялись с "пустым" лицом. Детали опускались сознательно, иначе, по поверьям, идущим от предков, в игрушке поселится недобрая душа, которая способна сглазить играющего ребенка. Это очень древняя кукла, хранительница домашнего очага. Единственная кукла, которая без головного убора, без волос. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы, ее дарила мать своей дочери (невесте), передавая вместе с куклой силу родного огня. И невеста в дом к жениху уносила этот огонь и благословение своего рода, своих предков. Таким образом, на огненном уровне соединялись два рода. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как бы дух предков, обращённый к потомкам. Для взрослых зольная кукла имела символический смысл. Зола издавна означала домашний, а изначально родовой очаг. Деревенские жители, почитающие сложившиеся обычаи, не разбрасывают золу, где попало, а ссыпают ее в укромное место неподалеку от своего жилья. Постепенно холм нарастает все выше и выше. Обитатели жилища держатся достойно. Соседи воспринимают их род сильным, богатым, благополучным. Именно поэтому кукла, изготовленная из золы своего домашнего очага, имела ритуальное, магическое значение. Являясь частицей родового зольника, она несла в себе идею сохранения рода, умножения потомства. Вручая ее жениху и невесте, родственники приговаривали: "Чтобы дети у вас были хорошие да много". Молодожены с благодарностью принимали священный подарок, бережно хранили его до тех времен, когда у них нарождались и подрастали дети, начинали играть с зольной куклой и ее кукленком. Взрослея, они постигали магический смысл простой игрушки, осознавали свою связь с окружающим миром. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом. А так же ее делали при переезде в новый дом, чтобы забрать с собой не только домового, но и силу огня из очага. Делала женщина ее как оберег своему любимому, когда он отправлялся в дальний путь по делам или военные походы. Она силой родного огня оберегала его в пути. О кукле-обереге вспоминали и тогда, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Ее три раза поворачивали против часовой стрелки, приговаривая: "Отвернись злом, повернись добром". Лихорадки (Лихоманки, Трясовицы) Лихорадки, они же Лихоманки, они же Трясовицы– это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими. Слово «лихорадки» происходит от слов «лихо радеть», то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь, со злобным намерением, с лихостью; другие общеупотребительные названия: лиходейка, лихоманка («ма-нья» - привидение, «манить» - лгать, обманывать). По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полете своем она целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно заболевает. Кому обмечет болезнь губы, о том говорят: «Его поцеловала лихоманка...» Согласно славянской мифологии, создал Лихорадок злокозненный Чернобог из грязи, болотной жижи и колючек репейника. Летом богатырь Перун загоняет злых лихорадок в адские глубины огненные, потому в это время людям они не опасны. А с началом зимы, когда Перун засыпает, Чернобог насылает их вновь на род людской. Как начинает день быть короче ночи, нужно начинать беречься их. Например, защитных кукол делать. В народе существует множество преданий и поверий о лихорадках. Сестры могут ходить по земле, как все вместе, так и в одиночку. Могут залетать в дом через печную трубу или вентиляционное окно. Могут окликивать людей с улицы ночами, кто отзовется во сне – заболеет. Из табуистических соображений зовут их ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тетка, гостьюшка, гостейка и др. Упоминаются случаи, когда людям удавалось погубить или поймать и заточить лихорадку. Наверное поэтому количество демониц в разных местах называется разное. Чаще всего, говорится о том, что числом их 9, 12, 13, хотя есть варианты и по 40, 77. Согласно мифам уже христианских времен, лихорадок - девять или двенадцать крылатых сестер, дочерей царя Ирода и царицы Жупелы. Повелевает сестрами-лихорадками старшая сестра по имени Кумоха – демоница весенней простуды. Остальные двенадцать сестер во всем ей послушны. Всем остальным сестрам народ тоже дал имена. Лихорадки в своих названиях описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного. Вот эти названия: 1. Трясся (Трясавица) - от глагола «трясти». 2. Огнея, или Огненная: «Коего человека поймаю (говорит она о себе), тот разгорится, аки пламень в печи», - то есть она производит внутренний жар. 3. Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха): словно лед, знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться. 4. Гнетея - она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту. 5. Грудица или Грынуша - ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье. 6. Глухея или Глохня - налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет. 7. Ломея, или Костоломка: «Аки сильная буря древо ломит, такоже и она ломает кости и спину». 8. Пухнея - пускает по всему телу отек (опухоль). 9. Желтея, Желтуха - эта желтит человека, «аки цвет в поле». 10. Коркуша, или Корчея - ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит. 11. Глядея - не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума. 12. Невея (мертвящая), огнеястра - она всех проклятее, и если вселится в человека - он уже не избегнет смерти. (Это та самая плясавица , то есть Иродиада , ради которой была отрублена глава Иоанна Крестителя) Для защиты от сестриц-трясовиц, злых лихорадок делали одноименных куколок. По сути это тринадцать куколок-скруток: двенадцать в ширину ладони высотой и одна вдвое большая - Кумоха. Для основы используют только «мертвое» дерево – щепки, сучки от полена, давно сломанные с дерева засохшие ветки. Длина палочек – высота будущей куклы. Щепки обмотывали лоскутками (обязательно) из сношенной одежды. Куколок ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится вместо кого-то из домочадцев. Поэтому, поработавших свой срок куколок сжигали по весне на Сараки или Чистый четверг или на Благовещенье (в разных местах по-разному), освобождая дом от негатива. Изготавливая лихорадок, часто читали заговор, называя каждую по именам. Мастерство состояло в том, чтобы вязались куклы в ритме наговора, последний завязанный узел, совпадал с последним словом. Одевали лихорадок покрасившее, поярче, чтобы кукла точно понравилась болезни-демонице. Если в доме кто-нибудь болел, хозяйка уговаривала куклу освободить человека от болезни, начиная дополнительно украшать ее одежду и делать подношения. Когда добрые уговоры не помогали, хозяйка могла начинать бранить ее, обещая выставить на улицу, где холодно и голодно, или пугать, что бросит в печь. У каждого народа существовали свои традиции, обычаи, ритуалы. Аналогично и куклы-обереги были разные. Создание на Руси "домашних" тряпичных кукол нередко сопровождалось заговором, наделяющим творение колдовской силой. Чаще всего их делали для себя. Лишь изредка - на заказ и продажу. Существовали своеобразные кукольные торги: выбрав из большого количества тряпичного товара «свою», понравившуюся куклу, на место, где лежала избранница, люди клали выкуп ( деньги, вещи, продукты, ткани и т.п.). Обрядовые куклы. Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Изготавливая обрядовые куклы соблюдались строгие правила, так же как при изготовлении оберегов. Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать. II. Практическая работа. 1)Изготовление куклы-оберега («вепсская кукла»). Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка, а в Сибири, - Рожаница. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех. Кукла эта сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать. Вепсская кукла – это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из них же надергивают нити для путанки (моток из обрывков нитей или клок пеньковой или льняной кудели) и связывания деталей куклы. Потребуется лоскут отбеленной хлопковой или льняной ткани, 3-4 лоскута цветного ситца, разноцветные обрывки нитей. Схема изготовления куклы Взять тряпочки для: личико-1, платок-1, передник-1, грудь-2. 1.В тряпочку (голова) в серединку заворачиваем маленький кусочек синтепона или ваты. Затягиваем ниточкой туго. 2.Сверху наматываем тряпочку-платок (треугольник). Обвязываем также ниткой. 3.Так же с синтепоном делаем 2 шарика-грудь. Связываем между собой и привязываем к голове под платок, хвостиками вниз. 4.Тряпочка-ручка: сделать загиб, чтоб не махрилось, и сворачиваем уголками к центру, затем заматываем и туго закручиваем. 5.Переворачиваем куколку вних головой и привязываем тряпочку- передничек. 2) Изготовление обрядовой куклы (неразлучники - обрядовая свадебная народная кукла ) Большое значение на Руси имели свадебные куклы. Некоторых из них клали новобрачной на колени с целью вызвать материнскую силу. Втайне от молодых перед свадьбой еще одну особую куклу шила мать невесты. Во время свадебной церемонии родительница отрывала от подола большой куклы двух маленьких куколок и передавала их новой семье с пожеланиями благополучия и чадородия. Большая кукла оставалась в ее доме. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см, шириной до 1,5 см из любого дерева, кроме ольхи и осины (эти деревья связывались с нечистой силой). У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Куклы можно свободно двигать по «руке». С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. На первый взгляд куклята так, пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами. Схема изготовления куклы I V. Подведение итогов Технология изготовления народной куклы - это целый пласт в истории русской (и не только!) культуры и традиций! Их искренность и простота подкупают, а некоторые "конструкторские" решения при изготовлении той или иной куклы лично меня просто восхищают! Сколько раз я удивлялась - ну надо же, сколько выдумки и смекалки было у наших предков, чтобы, имея в наличии, ТАКИЕ материалы, создавать такие чудеса! Справедливости ради скажу, что несмотря на кажущуюся простоту ( а такую иллюзию создают прежде всего бросовые материалы - тряпки,верёвочки, палочки, мочало, береста и т.д), делать их совсем непросто...

Категория: Уроки и внеклассные мероприятия | Добавил: Lulilu8267 (20 Марта 2016)
Просмотров: 3221 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024