Суббота, 27 Июля 2024, 17:41
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№25»


Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 132

Каталог статей


Методическая разработка интегрированного урока (история и музыка)

Методическая разработка интегрированного урока (история и музыка) по теме: «Подвиг святого благоверного князя Александра Невского во Славу Земли Русской».

Класс 6 «Б»

Место проведения: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25», Сергиево-Посадский г. о.

Авторы: Петросова Т. Г., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, Ушакова Н. В., учитель музыки высшей квалификационной категории.

№ п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

4

Технология развития критического мышления учащихся. Целью данной технологии является обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Основным критерием оценки является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: оценка (где ошибка?); диагноз (В чем причина?); самоконтроль (Каковы недостатки?); критика (согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы); прогноз (постройте прогноз)

  1. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Мотивация и настрой на работу.
  2. Этап «Вызов» (актуализация субъективного опыта). Запись темы урока. Выделение объекта познания. Составление учащимися таблицы из трех колонок. В левой колонке учащиеся записывают все, что знают об объекте. Эта колонка таблицы маркируется словом «Знаю». Учитель чертит аналогичную таблицу на доске и записывает все, что выделяют учащиеся.  Учащиеся обмениваются знаниями об Александре Невском и его подвиге.
  3. Этап «Осмысление». Классификация знаний по каким-либо основаниям. Составление структурно-логической схемы.

Прием «чтение с пометками». Чтение учащимися текста учебника. Они делают в тексте пометки (не более 10 мин): «V»–«Знаю», «-» - «противоречит моим первоначальным представлениям», «?» – «Хочу узнать», «+» - «это для меня новое». Маркировка двух оставшихся колонок таблицы: «Хочу узнать» и «Узнал новое». Вторую колонку учащиеся записывают самостоятельно. Вместе с учителем заполняется третья колонка.

  1. Итог урока. Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Чему научились?
  2. Этап «Домашнее задание». §17 по учебнику «История России»; Творческое задание (по желанию): составить  музыкально-историческую викторину на тему: «Подвиг Александра Невского»; или выполнить задание в прикрепленном файле в ШП с одной из частей кантаты (прослушайте  ее  и в тетради по музыке нарисуйте , каким вы видите Александра. Эта часть называется «Въезд Александра во Псков»).

Цель: Создать условия для формирования учащихся представления о подвиге Александра Невского во Славу Земли Русской.

Задачи: 1. Знакомство учащихся с личностью и деятельностью Александра Невского.

2. Развитие критического мышления у учащихся.

3. Воспитание уважительного отношения к чужой точке зрения на ту, или иную проблему в ходе дискуссии.

Планируемые результаты:

Личностные:

-осмысление взаимосвязи различных видов искусств и истории;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Российского государства, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- знание культуры своего народа.

Предметные:

-распознавать особенности исторического и музыкального образа;

-умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке;

-развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности;

- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности;

- определять роль личности в истории.

Метапредметные:

регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.

коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.

познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства; осознавать роль искусства в жизни отдельного человека и общества; извлекать информацию и делать логические выводы; ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник «История России. 6 класс» по ред. академика РАН А. В. Торкунова, часть 2, учебник «Музыка. 5 класс», Г.П. Критская, Е. Д. Сергеева.

Методы и формы работы: индивидуально-групповая работа, частично-поисковый метод, беседа, вокально-хоровая работа

Технология: Технология развития критического мышления учащихся.

Ход урока.

Оргмомент. Здравствуйте! Мы рады вас видеть сегодня на уроке.

Ой ты Русь стародавняя!

Стародавняя, старовечная!

Колокольный набат тревогой звучит

За чужим войском сожжённая Русь лежит,

Обезлюдевшая, разорённая

Под развалинами погребённая.

И встают на защиту от недругов

Богатыри земли русской

В жестокой сече головы кладут,

Деток малых да жён от погибели берегут.

Слово учителя музыки. Ребята, о ком это стихотворение? Правильно! О богатырях! Каких великих богатырей или полководцев земли русской вы знаете?

(ответы ребят)

У каждого народа есть свои герои. Многие писатели и художники свои произведения посвящали этим героям. Режиссёр Эйзенштейн создал фильм «Александр Невский» К этому фильму было создано выдающееся музыкальное произведение кантата «Александр Невский», автор его русский композитор 20 века Сергей Сергеевич Прокофьев.

Слово учителя истории. Сегодня мы будем знакомиться с личностью Александра Невского и его ролью в истории нашего государства. К концу урока постараемся определить, какой подвиг в истории нашего государства совершил Александр Невский и как его деятельность отразилась в музыкальных произведениях. У каждого народа есть свои герои. Многие писатели и художники свои произведения посвящали этим героям. Режиссёр Эйзенштейн создал фильм «Александр Невский» К этому фильму было создано выдающееся музыкальное произведение кантата «Александр Невский», автор его русский композитор 20 века Сергей Сергеевич Прокофьев. Художник Павел Дмитриевич Корин создал триптих «Александр Невский».

  1. Этап «Вызов» (актуализация субъективного опыта). Запись темы урока. (учитель на доске, учащиеся в тетради).

- Итак, что же сегодня будет являться объектом нашего познания? (предположения учащихся)

- Сейчас вы в тетрадях, а я на доске начертим таблицу, в которой в течение урока будем отражать наши знания по новой теме.

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

 

 

 

В левой колонке отразите уже имеющиеся у вас знания об Александре Невском (учащиеся сначала самостоятельно заполняют данную колонку, а затем обсуждают полученный результат.)

 Выделение объекта познания. Составление учащимися таблицы из трех колонок. В левой колонке учащиеся записывают все, что знают об объекте. Эта колонка таблицы маркируется словом «Знаю». Учитель чертит аналогичную таблицу на доске и записывает все, что выделяют учащиеся.  Учащиеся обмениваются знаниями о цивилизации.

  1. Этап «Осмысление». Давайте с помощью текста учебника с. 21 – 24 составим схему, благодаря которой сможем дать характеристику Александру Невскому

                                                    

Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В XIII веке Русь подверглась ударам с трех сторон – католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом – Золотой Ордой, и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии.

Слово учителя музыки. Обратите внимание на картину художника П. Корина «Александр Невский» в учебнике по музыке.

Вопросы:

У: что необычного в этой картине? (ответы детей)

У: из скольких частей она состоит? (3 части)

У: Давайте попробуем с вами объяснить значение термина ТРИПТИХ…

У: Что вы слышите? (цифру три)

У: Если это предмет, то он состоит из скольких частей? (из трёх)

Триптих – (от греч. triptychos - сложенный втрое) произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой.

А. Невский, сжимая рукоять меча, в латах, будто весь выкованный из стали, стоит на берегу Волхова, возвышаясь над старинным собором. За его спиной – верная дружина, а за плечами – чёрный стяг с изображением Спаса «Ярое Око». Взгляд князя, суровый, сосредоточенный, устремлён в сторону врага. Кольчугу, латы и шлем художник писал с натуры в историческом музее. Описание великокняжеского стяга он нашёл в летописях. Хотя Александру Невскому в момент битвы с тевтонцами было всего 23 года, художник изобразил воина далеко не юным.

Внимание на экран. Мы видим отрывок из фильма Сергея Эйзенштейна 1938 г. Звучит одна из частей  кантаты  «Вставайте, люди русские!»

https://www.google.com/search?q=%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B5+%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8+%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5&sxsrf=AJOqlzU7qpqwWiO5e_1EgmJIEtqoHzWTpA:1675004045629&source=lnms&tbm=vid&sa=X&ved=2ahUKEwiGh4yphO38AhWuxIsKHU-ZAqYQ_AUoAXoECAEQAw&biw=1600&bih=757&dpr=1#fpstate=ive&vld=cid:df2b026a,vid:1REYcSiiwXg

КАНТАТА –  (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Кантата состоит из 7 частей,  каждая  из которых рассказывает слушателям о каком-то определенном событии.

Запишем это определение в тетрадь.

Слово учителя истории.

Прием «чтение с пометками». Чтение учащимися текста учебника §17 с. 21 - 26. Они делают в тексте пометки (не более 10 мин): V–«Знаю», - - «противоречат моим первоначальным представлениям», ? – «Хочу узнать», + - «это для меня новое». Маркировка двух оставшихся колонок таблицы: «Хочу узнать» и «Узнал новое». Вторую колонку учащиеся записывают самостоятельно. Вместе с учителем заполняется третья колонка.

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

 

 

  1. Александр Невский – полководец, не проигравший ни одной битвы.
  2. Александр Невский защищал основы православия в Российском государстве.
  3. Александр Невский был одним из величайших дипломатов своего времени.
  4. Об Александре Невском создан кинофильм.  В нем звучит кантата «Александр Невский», написанная Сергеем Прокофьевым.
  5. Павел Корин написал триптих «Александр Невский».  Хотя Александру Невскому в момент битвы с тевтонцами было всего 23 года, художник изобразил воина далеко не юным.
  1. Итог урока. Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Чему научились? 

Предлагаем вам решить пройти небольшую викторину по итогам сегодняшнего урока.

1. Кто из русских художников написал триптих «Александр Невский»?

А) Суриков Б) Левитан В) Корин Г) Иванов

2. Что такое кантата?

А) Это инструментальное произведение для камерного оркестра

Б) Это многочастное вокальное произведение для солистов, хора и оркестра

В) Это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют

Г) Это музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют

3. Кто из русских кинорежиссеров поставил фильм «Александр Невский»?

А) Кончаловский Б) Эйзенштейн В) Рязанов Г) Михалков

4. Накануне, каких событий появились фильм и кантата «Александр Невский»?

А) Перед революцией

В) Накануне Великой Отечественной войны

Б) Перед Ледовым побоищем Александра Невского

Г) Накануне праздника, посвящённого празднованию Великой Победы над фашистскими захватчиками.

5. Какой жанр народной музыки напоминает 2 часть «Песня об Александре Невском»?

А) Баллада Б) Былина В) Сага

В заключении предлагаем вам исполнить песню «Богатырская наша сила». (Вокально - хоровая работа).

Гордый дух не сломить

Крепость веры оружьем не взять,

Верность родине

Даже в смертном бою не отнять…

  1. Домашнее задание: §17 по учебнику «История России»; Творческое задание (по желанию): составить  музыкально-историческую викторину на тему: «Подвиг Александра Невского»; или выполнить задание в прикрепленном файле в ШП с одной из частей кантаты (прослушайте  ее  и в тетради по музыке нарисуйте , каким вы видите Александра. Эта часть называется «Въезд Александра во Псков»).

Учите историю, слушайте музыку и будьте здоровы!

Категория: Уроки и внеклассные мероприятия | Добавил: tyana1300 (04 Марта 2023) | Автор: Методическая разработка
Просмотров: 208 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024