Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
Технологическая карта открытого урока по литературному чтению 4 «А» класс
Тема урока: П.П. Ершов «Конёк-горбунок».
Сравнение литературной и народной сказок.
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Абрамова Г.В.
2018/2019 уч. год
Тип урока: изучение нового материала
|
Педагогические задачи: создать условия для повторения отдельных, связанных с созданием сказки, сведений из жизни писателя; научить сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков, интерпретировать события; развивать самостоятельность, умения выразить мысль, высказать согласие (несогласие) с чужой мыслью, сотрудничать в группе; воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам
|
Планируемые результаты
|
Предметные:
научатся: сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков, интерпретировать события, пересказывать основное содержание произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения
|
Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в художественной книге; самостоятельно и целенаправленно выбирать книги; осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); соотносить произведения живописи с литературным текстом.
Регулятивные: самостоятельно составлять план урока: определять тему, цели и задачи урока, планировать действия по выполнению задач урока, оценивать выполненные действия.
Коммуникативные: соблюдать правила взаимодействия в паре и группе
(распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)
|
Личностные: осмысливать нравственные ценности сказки; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений
|
Организационная структура урока
Этап урока
|
Содержание деятельности учителя
|
Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)
|
Формируемые способы деятельности учащегося
|
I. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания
|
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Ребята, что вам известно о П.П. Ершове?
– Какое произведение принесло ему известность?
–– П. П. Ершов «автор одного произведения». Почему так о нем говорят?
– Перечислите всех героев этой сказки.
– Почему героев можно разделить на отрицательных и положительных?
|
Отвечают на вопросы учителя.
– У Ершова всего одна сказка.
- А какая это сказка? Авторская или литературная?
– Ответы детей.
|
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
|
II. Сообщение темы урока. Определение целей
урока
|
Учитель помогает сформулировать цель урока.
– Какое произведение мы читали с вами на прошлом уроке?
– Давайте определим жанр этого произведения?
– Какую цель преследовал автор при написании этого произведения?
- Какова основная мысль сказки Ершова?
– На доске тема урока, прочтите ее.
– Сегодня мы продолжим работать с произведением П. П. Ершова «Конек-горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику.
|
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.
– На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конек-горбунок».
– Это сказка.
Ответы детей.
– Вы поставили перед нами проблему
проанализировать сказку и определить основную мысль.
|
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
|
III. Беседа по теме урока
|
Беседа по теме.
– На какие группы можно разделить сказки?
– А как отличить авторскую сказку от народной?
– Какие приемы народной сказки использованы в сказке?
Кто главный герой сказки?
– Какие виды народных сказок вам знакомы?
–Каков же тип и вид сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок»?
–Давайте определим основную мысль сказки.
– Конек-горбунок яркий персонаж сказки, давайте его охарактеризуем.
– Кроме конька-горбунка какие еще есть герои в сказке?
– Давайте выясним, каким характером обладают Иван, царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки, свое утверждение доказывайте словами из текста
|
Ответы на вопросы.
–Народные и авторские.
– У авторской сказки есть определенный автор, который ее написал.
– Автор в сказке использует свои замыслы и приемы, персонажей наделяет характерной речью, которая дает представление о них.
– Главными героями являются Иван – простой русский парень и конек-горбунок – его верный друг и помощник (подобный персонаж всегда присутствует в русских народных сказках).
– Народные сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нем фантастические.
-В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек (иногда человек и животное).
-В сказках о животных главные герои – животные.
– По типу сказка «Конек-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приемы, применяемые в народной сказке.
– Чтобы понять смысл сказки, нужно вспомнить сюжеты сказки (пересказы детей).
– Конек-горбунок – верный друг, без его помощи Иван не смог бы выполнить задания.
Работают в группах. (Дети дают характеристику выбранного героя).
Выступление групп по алгоритму.
1. Место героя в произведении.
2. Характеристика героя.
3. Внешний облик.
4. Социальное и материальное положение героя.
5. Интересы героя: занятия, цель в жизни, уровень развития героя.
|
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
|
IV. Анализ смысловых частей произведения
|
Выстраиваем сюжетную линию.
– На сколько частей можно разделить сказку и о чем говорится в каждой части?
– Какую роль играет присказка в сказке?
– Обращаю внимание, что присказка читается скороговоркой.
– Назовите животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении?
– Какие события происходят с Иваном и его другом – коньком-горбунком в сказке?
– Развязка в сказке: имеет смысл: добро побеждает зло. В этой сказке Иван за все страдания получает заслуженную награду.
|
Дети пересказывают смысловые части текста.
– Определяем присказку: «За горами, за лесами, за широкими морями…» – это начало присказки.
– Присказка настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.
–Кобылица появилась в сказке не спроста, это и послужило завязкой. Завязка начинается с того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и конька-горбунка.
– Братья украли коней и повели их на продажу
Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе, и сразу у него появляется враг, который начинает строить Ивану козни.
–Иван вынужден привезти Жар-птицу, Царь-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком
|
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию
|
V. Викторина по содержанию сказки
|
Викторина.
–Понравился ли вам конек-горбунок? Иван? Чем?
– Какова была благодарность кобылицы?
– По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец?
– Какой огонек увидели братья в поле?
– Как звали братьев Ивана? их отца? т
– Кто из персонажей был родственником Месяца и Солнца?
– Что было в трех котлах, в которых купались Иван и царь?
– Что произошло с царем и Иваном после
этого?
|
Отвечают на вопросы викторины.
– Кобылица родила златогривых коней и конька-горбунка.
– Никто кроме Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых он продал царю.
– Перо Жар-птицы.
– Данила и Гаврила. Отца – Петр.
– Царь-девица была родственницей Месяца и Солнца.
– В котлах была вода студеная, вода вареная и молоко, вскипяченное ключом.
– Царь умер, а Иван стал красавцем и женился на Царь-девице
|
Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию
|
VI. Домашнее задание
|
Объясняет домашнее задание.
Выразительно читать отрывок по выбору.
|
Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы
|
Принимать, сохранять учебные задачи.
|
VII. Рефлексия. Итог урока.
|
Подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:
– Понравилась ли вам сказка?
– Что каждому из вас дала эта сказка? Какова основная мысль сказки?
– Подумайте, похожа ли сказка Ершова на русские народные сказки? Чем?
– Какие герои сказки «Конек-горбунок» пришли из русских народных сказок?
– А нет ли сходства с другими литературными сказками?
– А. С. Пушкин о сказке Ершова П.П.говорил: «… теперь этот род сочинений мне можно и оставить…» Как вы можете прокомментировать эти слова?
|
Отвечают на вопросы.
– Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее.
– Эта волшебная сказка о простом русском пареньке, который попадает в трудные ситуации, но благодаря своему другу, коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.
– Из русских народных сказок пришли такие герои: три сына, Жар-птица, царь, Царь-девица, Иван, друг-помощник главного героя.
–П. П. Ершов брал из старинных народных сказок то, что он слышал в детстве.
Простой стихотворный стиль сказки «Конек-горбунок» похож на стихотворную форму сказок А. С. Пушкина
|
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности.
|
|