Четверг, 27 Июня 2019, 13:55
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№25»


Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 87

Каталог статей


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 «А» КЛАСС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

 

 

 

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению 4 «А» класс

 

 

 

 

 

Тема урока: П.П. Ершов «Конёк-горбунок».

Сравнение литературной и народной сказок.

 

 

 

 

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Абрамова Г.В.

 

 

 

 

2018/2019 уч. год

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для повторения отдельных, связанных с созданием сказки, сведений из жизни писателя; научить сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков, интерпретировать события; развивать самостоятельность, умения выразить мысль, высказать согласие (несогласие) с чужой мыслью, сотрудничать в группе; воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков, интерпретировать события, пересказывать основное содержание произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в художественной книге; самостоятельно и целенаправленно выбирать книги; осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); соотносить произведения живописи с литературным текстом.

Регулятивные: самостоятельно составлять план урока: определять тему, цели и задачи урока, планировать действия по выполнению задач урока, оценивать выполненные действия.

Коммуникативные: соблюдать правила взаимодействия в паре и группе
(распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

Личностные: осмысливать нравственные ценности сказки; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

 

Организационная структура урока

 

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Ребята, что вам известно о П.П. Ершове?

– Какое произведение принесло ему известность?

–– П. П. Ершов «автор одного произведения». Почему так о нем говорят?

 

– Перечислите всех героев этой сказки.

– Почему героев можно разделить на отрицательных и положительных?

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

– У Ершова всего одна сказка.

- А какая это сказка? Авторская или литературная?

 

– Ответы детей.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей
урока

Учитель помогает сформулировать цель урока.

 

 

– Какое произведение мы читали с вами на прошлом уроке?

 

– Давайте определим жанр этого произведения?

– Какую цель преследовал автор при написании этого произведения?

- Какова основная мысль сказки Ершова?

– На доске тема урока, прочтите ее.

– Сегодня мы продолжим работать с произведением П. П. Ершова «Конек-горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

 

– На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конек-горбунок».

– Это сказка.

 

 

Ответы детей.

 

– Вы поставили перед нами проблему

проанализировать сказку и определить основную мысль.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Беседа по теме урока

Беседа по теме.

– На какие группы можно разделить сказки?

– А как отличить авторскую сказку от народной?

– Какие приемы народной сказки использованы в сказке?

Кто главный герой сказки?

 

 

 

 

– Какие виды народных сказок вам знакомы?

 

 

 

 

 

 

–Каков же тип и вид сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок»?

 

 

–Давайте определим основную мысль сказки.

 

– Конек-горбунок яркий персонаж сказки, давайте его охарактеризуем.

 

– Кроме конька-горбунка какие еще есть герои в сказке?

– Давайте выясним, каким характером обладают Иван, царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки, свое утверждение доказывайте словами из текста

Ответы на вопросы.

–Народные и авторские.

– У авторской сказки есть определенный автор, который ее написал.

– Автор в сказке использует свои замыслы и приемы, персонажей наделяет характерной речью, которая дает представление о них.

– Главными героями являются Иван – простой русский парень и конек-горбунок – его верный друг и помощник (подобный персонаж всегда присутствует в русских народных сказках).

– Народные сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нем фантастические.

-В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек (иногда человек и животное).

-В сказках о животных главные герои – животные.

– По типу сказка «Конек-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приемы, применяемые в народной сказке.

– Чтобы понять смысл сказки, нужно вспомнить сюжеты сказки (пересказы детей).

– Конек-горбунок – верный друг, без его помощи Иван не смог бы выполнить задания.

 

Работают в группах. (Дети дают характеристику выбранного героя).

Выступление групп по алгоритму.

1. Место героя в произведении.

2. Характеристика героя.

3. Внешний облик.

4. Социальное и материальное положение героя.

5. Интересы героя: занятия, цель в жизни, уровень развития героя.

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

IV. Анализ смысловых частей произведения

Выстраиваем сюжетную линию.

– На сколько частей можно разделить сказку и о чем говорится в каждой части?

– Какую роль играет присказка в сказке?

– Обращаю внимание, что присказка читается скороговоркой.

– Назовите животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении?

 

 

– Какие события происходят с Иваном и его другом – коньком-горбунком в сказке?

 

 

 

 

– Развязка в сказке: имеет смысл: добро побеждает зло. В этой сказке Иван за все страдания получает заслуженную награду.

Дети пересказывают смысловые части текста.

Определяем присказку: «За горами, за лесами, за широкими морями…» – это начало присказки.

– Присказка настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.

 

–Кобылица появилась в сказке не спроста, это и послужило завязкой. Завязка начинается с того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и конька-горбунка.

– Братья украли коней и повели их на продажу

Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе, и сразу у него появляется враг, который начинает строить Ивану козни.

–Иван вынужден привезти Жар-птицу, Царь-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию

V. Викторина по содержанию сказки

Викторина.

–Понравился ли вам конек-горбунок? Иван? Чем?

– Какова была благодарность кобылицы?

 

– По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец?

– Какой огонек увидели братья в поле?

– Как звали братьев Ивана? их отца? т

– Кто из персонажей был родственником Месяца и Солнца?

– Что было в трех котлах, в которых купались Иван и царь?

– Что произошло с царем и Иваном после
этого?

 

Отвечают на вопросы викторины.

 

– Кобылица родила златогривых коней и конька-горбунка.

– Никто кроме Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых он продал царю.

– Перо Жар-птицы.

– Данила и Гаврила. Отца – Петр.

– Царь-девица была родственницей Месяца и Солнца.

 

– В котлах была вода студеная, вода вареная и молоко, вскипяченное ключом.

– Царь умер, а Иван стал красавцем и женился на Царь-девице

Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Выразительно читать отрывок по выбору.

 

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать, сохранять учебные задачи.

VII. Рефлексия. Итог урока.

Подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:

– Понравилась ли вам сказка?

– Что каждому из вас дала эта сказка? Какова основная мысль сказки?

– Подумайте, похожа ли сказка Ершова на русские народные сказки? Чем?

 

– Какие герои сказки «Конек-горбунок» пришли из русских народных сказок?

 

– А нет ли сходства с другими литературными сказками?

– А. С. Пушкин о сказке Ершова П.П.говорил: «… теперь этот род сочинений мне можно и оставить…» Как вы можете прокомментировать эти слова?

Отвечают на вопросы.

 

– Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее.

– Эта волшебная сказка о простом русском пареньке, который попадает в трудные ситуации, но благодаря своему другу, коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.

– Из русских народных сказок пришли такие герои: три сына, Жар-птица, царь, Царь-девица, Иван, друг-помощник главного героя.

–П. П. Ершов брал из старинных народных сказок то, что он слышал в детстве.

Простой стихотворный стиль сказки «Конек-горбунок» похож на стихотворную форму сказок А. С. Пушкина

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

 

Категория: Уроки и внеклассные мероприятия | Добавил: tyana1300 (10 Июня 2019)
Просмотров: 14 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2019