Тема урока: Сера.
Класс:9 класс
Учитель: Мелькова В.М. Лоза 2015г
Цель урока: обучающие: продожжить закрепление и обобщение знаний учащихся о строении и свойствах неметаллов, сформировать представление об аллотропии серы, подвести учащихся к сознанию практической значимости знаний о сере и её соединениях; развивающие:развивать знания учащихся о свойствах, получении и применени серы; способствовать развитию образного и логического мышления; воспитательные: воспитывать желание учиться активно и с интересом, прививать сознательную дисциплинированность, чёткость и организованность в работе. Методы: репродуктивный,частично- поисковый ,исследовательский Учащиеся должны знать: понятие аллотропии; особенноти строения атомов неметаллов; условия получения пластической серы; в каких модификациях встречается сера. Учащиеся должны уметь: записывать уравнения взаимодействия серы с простыми веществами, разбирать уравнения с точки зрения окислительно- восстановительных процессов. План урока. I. Организационный момент. 1. Постановка целей и задач. II. Изучение нового материала. III.Закрепление. IV.Выставление оценок. V.Дом.задание. II. Изучение нового материала. Прежде чем познакомиться с удивительными свойствами серы, я вам предлагаю окунуться в историю серы. Эту небольшую историческую справку нам подготовил __________________________. 1.Историческая справка. (ученик)
Сообщение первого ученика: С серой человечество знакомо с глубокой древности. Сера – «начало начал» древнейших философов и алхимиков, элемент, окутанный мистикой и тайнами. В древности люди наделяли серу таинственными, сверхъестественными свойствами. С течением времени познания человека о сере делались более обширными. Восточные страны с тысячелетними культурами дали всему цивилизованному миру первые сведения о сере.
Послушайте, пожалуйста, краткие исторические справки о сере. (На карте древнего мира показываются те государства, о которых идёт речь в сообщениях). Древний Китай. Страницы китайских рукописных книг впервые возвестили миру о приготовлении пороха. В его состав входила сера. Древняя Индия. Не там ли надо искать истоки первых сведений о сере? Ведь недаром именно древний индийский язык дал имя этому элементу! По-санскритски, слово «сера», или «сира», означает «жёлтый». Древний Египет. Сохранившиеся пирамиды повествуют нам об использовании серы для изготовления красок и косметических средств ещё во втором тысячелетии до нашей эры. Древний Рим. Это он был родиной наиболее богатых серных месторождений. Плиний Старший подробно описал их. Древняя Русь. Берега многочисленных рек севера и северо-востока Руси были богаты пиритом – природным минералом серы. Кустарным, примитивным способом из него добывали серу. 2.Изучение физических свойств серы. Практическая работа. Для изучения физических свойств нам необходимо выполнить лабораторный опыт и заполнить таблицу. Для этого необходимо воспользоваться карточкой-инструкцией №1. 1.Заполнит таблицу. 2. ? Исходя из физических свойств, попробуйте определить, какая у серы кристаллическая решетка? 1.Название 2.Химический знак элемента 3.Физическик свойства: агрегатное состояние; запах; хрупкость серы: расворимость в воде( провести эксперемент, карточка №1.): смачиваемость: Тип кристаллической решетки Ну, а теперь давайте проверим как вы справились с этой работой. (Учитель спрашивает одного ученика, а затем проверяют по ПК). Учащийся делает вывод о свойствах серы: сера неметалл, вещество жёлтого цвета, не имеет запаха. не растворяется в воде Учитель: вы правильно заметили кусочки серы тонут в воде, т.к. ее плотность близка к 2, а порошок серывсплывает. Это свойство используется для отделения сернистых руд от пустой породы. Слайд .Такой метод обогащения руд называется "флотация". Определение учащиеся записывают в тетрадь. Учитель: Вспомните, какое явление характерно для химического элемента кислорода? Ученики: аллотропия. Презентация. Аллотропные соединения серы. (Ученик)_______________ Аллотропия- это явление. когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ. ? Ребята, а как вы думаете, с чем связано , что сера имеет три аллотропных соединения. Опыт . Карточка-иструкция №2. Учитель делает вывод: причина аллотропии серы в разном строении её модификаций. Учитель: да, мы уже многое знаем о сере. Давайте определим место серы как элемента в ПСХЭ и рассмотрим строение атома. Слайд. _____ Положение серы в ПСХЭ. Задание . Заполнить таблицу. Положение в ПСХЭ. Период, группа, подгруппа, порядковый номер, заряд ядра атома, число энергетических уровней, число электронов на каждом уровне Определить степени окисления в соединениях: H2S SO2 SO3 Слайд. Какой вывод можно сделать о свойствах серы? Вывод: сера может прявлять как окислительные свойства так и восстановительные. Окислительные свойства серы Восстановительные свойства серы 1.Сера реагирует почти со всеми металлами, при обычных условиях; Al +S = Na + S = 2. При повышенной температуре реагирует с водородом; H2 + S = При повышенной температуре сера реагирует с фтором и кислородом; S + O2 = S +F2 = Учитель:Методом электронного баланса уравнять уравнение взаимодействие алюминия с серой. (Ученик работает у доски. ) Задание : Остальные уравнения сделать самостоятельно обычным способом. Учитель: Изменяются ли степени окисления? Презентация. Нахождение в природе. Применение серы. Ученик. Слайд ____ III. Закрепление. 1 . Сера является окислителем в реакции , схема которой a). H2S+O2 → S+H2O б). Zn + S→ ZnS IV. Домашнее задание. $ 9-10 стр. 31 №5, задача №2.Слайд ______ Опыт. Получение пластической серы.Карточка №2.Показывает учитель. Карточка-инструктажа по выполнению опыта №1. 1Кусочек серы опустиь в стакан с водой. Что наблюдаем? 2.Порошок серы опустить встакан с водой. Что наблюдаем? Карточка-инструктажа по выполнению опыта №2. 1. Серу насыпать в пробирку. 2. Осторожно нагреть.Сера становится жидкой. Выливаем её в стакан с водой. Получили пластиечскую серу. 3. Погасить пламя. IV.Выставление оценок. V.Дом.задание :$ 9-10 с. 31 №5. ,задача №2 |