|
Каталог статей
В.М. Мелькова "Здоровьесберегающие технологии на уроках химии".
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика. Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Их применение даёт возможность: 1. осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы; 2. достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика; 3. осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении; 4. организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом. Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Здоровье человека зависит (по данным исследований Всемирной организации здравоохранения). 1. на 50% – от образа жизни; 2. на 25% – от состояния окружающей среды; 3. на 15% – от наследственной программы; 4. на 10% – от возможностей медицины. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления. Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса. 1. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием: 1. игровых ситуаций на уроке; 2. разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра); 3. наглядности; 4. занимательных упражнений; 5. фантазирования; 6. загадок по различным темам. Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам. 2. У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является: а) Чередование различных видов учебной деятельности: – опрос учащихся; – работа с учебником; – рассматривание наглядных пособий; – ответы на вопросы; – решение задач. б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. – метод свободного выбора (беседа); – активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь). Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы. в) Проведение физкультурных минуток – расслабление кистей рук. Устаёт рука – устаёт ребёнок; – на координацию движений и психологическую разгрузку. Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем подняв большой палец левой руки сказать “Во!”. Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками. – предупреждение утомления глаз; – на регуляцию психического состояния. Эту задачу мы также решаем с помощью упражнений для глаз, которые укрепляют мышцы век, улучшают кровообращение и расслабление мышц глаз. Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптивных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудичстую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжения внутренних органов, работоспособность нервной системы. г) Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке: – эмоциональная мотивация в начале урока – создание ситуации успеха 3. Экологическое пространство – озеленение кабинета; – освещение кабинета; – проветривание кабинета. Благотворно на здоровье и настроение учащихся влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. 4. Социализация личности ребёнка – экскурсии; – интегрированные уроки, направленные на укрепления здоровья. Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически. Назову основные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий: – рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75-80%; – в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём; – количество видов учебной деятельности должно быть несколько; – в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления; – необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся; – на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки; – необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физминутки. |
Категория: Уроки и внеклассные мероприятия | Добавил: Lulilu8267 (21 Марта 2016) |
Просмотров: 1037
| Рейтинг: 0.0/0 |
|